Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе по познавательному развитию: «Путешествие по Солнечной системе»

Программное содержание:

Познакомить детей с понятием «Солнечная система». Расширять знания детей о планете земля. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету – Земля. Формировать у детей умение образовывать имена прилагательные от имен существительных, создавать композицию на широком пространстве неба. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы, космических явлениях; понятия «звезды», «планеты», «кометы», «спутники», названия планет, умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом. Развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память, артикуляционный аппарат, художественно-творческие способности: свободно экспериментировать, воображение и чувство композиции. Воспитывать самостоятельность, активность, познавательные интересы, аккуратность, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе; просмотр иллюстраций о космосе; рисование «Космическая фантазия», звездное небо, чтение стихотворений и рассказов о космосе.

Материалы и оборудование:

Геометрические фигуры для построения ракеты, плоскостные звёздочки, фонограмма старта космической ракеты; слайды планет Солнечной системы, отрывок из мультфильма «Тайна третьей планеты» для просмотра, мяч, карточки со словами с пропущенными буквами; рисунок звезды для гимнастики для глаз; мука, разнос, мультимедийная система, дидактическая игра «Разрезные картинки».

Ход занятия:

Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Здравствуйте.

— Хорошо. Послушайте стихотворение.

— Дома за книжкой и в детском саду

Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Лететь на Луну.

Упорно мечтают они о Луне

И даже летают, но только во сне.

— Скажите ребята, о чем я прочла сейчас стихотворение? А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? Кто такие космонавты? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т.д.)

Ребята, я знаю, что многие из вас мечтают стать космонавтами. Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по Солнечной системе. Мы полетим в космос. Но чтобы наша мечта осуществилась, нам нужно средство передвижения. Какое? (дети отвечают — ракета)

Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Итак, мы скоро отправимся в космическое путешествие к планетам солнечной системы. Но сначала давайте сделаем гимнастику для наших язычков. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

Я предлагаю вам её построить. (Дети на мольберте выкладывают ракету из геометрических фигур).

Молодцы, ребята. Получилась прекрасная ракета.

А сейчас я предлагаю вам поиграть.

Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных».

Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос, какой? (звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, холод – холодный, кислород-кислородный…).

Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. (сели за столы).

-Дети, расскажите мне, пожалуйста, какая традиция существует у космонавтов перед полетом. (Дети отвечают, что космонавты перед стартом смотрят фильм «Белое солнце пустыни».

-Правильно, и как настоящим космонавтам перед стартом я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма (дети смотрят отрывок из мультфильма «Тайна третьей планеты).

Затем дети ведут предстартовый отчет 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 пуск

«Поехали»

На экране стартующая ракета. Звук запуска ракеты. Итак, мы с вами в открытом космосе.

— Ребята, посмотрите в иллюминатор, что вы видите? (на экране планета Земля из космоса). Ответы детей. — Посмотрите на экран — как выглядит наша планета в космическом пространстве. (Показ слайда).

— В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествие заканчивались. Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они-то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.

Рассказ ребенка о планете Земля.

— Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое солнечная система?

Д.: Это солнце – вокруг которого вращаются девять планет, множество мелких планет – астероидов и комет.

А какие вы планеты знаете? (Дети перечисляют).

Затем поочерёдно на экране появляются планеты Солнечной системы: Меркурий, Венера, Юпитер, Плутон, Марс, Сатурн, Уран, Нептун. Дети рассказывают о каждой планете.

Воспитатель рассказывает о Солнечной системе, о солнце, астероидах, кометах, и о других интересных объектах. Во время рассказа идёт демонстрация слайдов. Дети дополняют рассказ своими ответами.

— А есть ли в космическом пространстве, ещё какие – то объекты, кроме планет Солнечной системы? (Кометы, метеориты, астероиды, звёзды, спутники, ракеты, созвездия). Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие (показ слайда). И вот однажды, смотрел человек на звездное небо, и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы, в которые наблюдали за космосом, звездами, планетами и т. д. (показ слайда).

— Звёзды в космическом пространстве находятся по отдельности или образуют какие-то группы? Как они называются? (Созвездия)

— Какие созвездия вы знаете? (Ответы детей).

-Каждый из вас родился под каким-то созвездием. (Дети называют, под каким созвездием они родились.). А какую самую большую звезду вы знаете? Правильно, солнце самая большая и горячая звезда в нашей Солнечной системе. Нельзя долго смотреть на нее открытыми глазами. Давайте сделаем гимнастику для глаз, чтобы они отдохнули.

Давайте нарисуем звезду глазами.

А какие вы планеты еще знаете? (Дети перечисляют).

На экране фотографии космонавтов (дети рассказывают о Ю.А. Гагарине, Леонове и др.).

Воспитатель — Люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать, надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? (потому что до планет очень далеко). И вот ученые под руководством конструктора Королёва (показ слайда) изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство. На борту его были две собаки – белка и стрелка, они удачно вернулись на Землю. А потом 12 апреля 1961 года впервые в космос отправился человек. Кто же был первым космонавтом на Земле? (показ слайда). Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос.

-Ребята, я предлагаю вам выйти в открытый космос (дети выходят в центр группы для физкультминутки:

По порядку все планеты
Назовет любой из нас. (приседаем)
Раз — Меркурий, два — Венера, (руки вверх)
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (руки в стороны)
Семь Уран, за ним Нептун.
Он восьмым идёт по счёту. (шагаем)
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

— Молодцы, ребята! Чтобы лететь дальше, нам нужно выполнить следующие задание.

— До звёзд ещё люди не долетали, а вот планеты ужё изучали. Как вы уже рассказали, поверхность планет состоит из кратеров. Хотите посмотреть, как они образуются?

Опыт: “Метеориты и метеоритные кратеры”

— Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар- это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер).

-Ребята, присаживайтесь за столы, вас ждет следующее задание. Нужно вписать пропущенные буквы в названия планет. (карточки с названиями по числу детей)

(дети вписывают.)

У…АН

СОЛНЦ…

ЗЕМ…Я

ВЕН…РА

ЮП…ТЕР

МА…С

ЛУТОН

НЕПТ…Н и т.д.

Включается фонограмма спокойной музыки.

— Посмотрите, ребята, на доске вы видите Солнечную систему. Кто справился с заданием может найти планету, которая написана у него на карточке и прикрепить карточку на доску с этой планетой. (дети прикрепляют карточки на доску).

-Молодцы, ребята! Все справились с заданием.

— Подошло к концу наше путешествие. Давайте ещё раз, как настоящие космонавты проведём несколько минут в невесомости.

Релаксация под спокойную космическую музыку.

СПАСИБО.