«Познавательная активность – как фактор развития личности ребенка»

Дубницкая Елена Олеговна, воспитатель МБДОУ №16 г. Невинномысска, 2016 г.

На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка в процессе его социализации имеет активная позиция по отношению к миру. Она направлена в первую очередь на самостоятельный поиск и приобретение знаний, позволяющих ориентироваться в окружающей действительности . Современное общество достаточно информативно , поэтому у ребенка много возможностей для получения знаний из самых разнообразных источников( от ближайшего окружения .из литературы . искусства, . т.д. ).Однако развитие личности невозможно свести лишь к обладанию знаниями.

В картине мира детей все окружающее принадлежит им по праву рождения. Детство существует по собственным законам. Оно имеет свой язык, представления, способ представления увиденного. Детская непосредственность, фантазия и воображение создают часто непостижимую для нас реальность. Детство-период жизни, в котором ребенок постигает ее во всем многообразии связей и отношений, где он доверительно открыт миру, а тот открывается ему . Детство — период времени , который подвластен только ребенку , где он не только расширяет свою познавательную активность. но и бесконечно расширяет границы окружающего.

Целевыми задачами процесса развития познавательной активности считаются изменения через «формирования» и «приобретения». Собственная активность ребенка и соответствующие внутренние изменения задаются четырьмя компонентами:

— согласованностью,

-преодолением,

-осознанием собственного положения,

-интересом к новому.

Познавательная активность может проявляться во внешнем и внутреннем поведенческих планах. При этом внутренней активности может соответствовать некоторая составляющая активности внешней, но необязательно. Внешние формы проявления могут быть различными:

-вынесение суждений о чем — либо,

— анализ ситуаций и планирование деятельности,

— оценка и принятие решений,

— информационный поиск,

-нахождение пробелов в собственных ресурсах,

— постановка и формулировка прикладных задач,

Каждый аспект активности вносит свой вклад в становление познавательной активности ребенка.

Активность — движение в направлении реализации собственной внутренней потребности.

Признаки активности:

-выражается в производимых действиях, обусловленных внутренним состоянием личности,

— определяется наличием собственной цели,

-предполагает способность преодолевать ограничения и барьеры заданной деятельности.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях , присущих ребенку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности у него формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше. Познавательная активность выступает движущей силой развития ребенка и определяет его стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра , в ней развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Поэтому ребенку необходимо создать условия для игры . Игра- самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Своевременное развитие игровой деятельности , достижение ребенком творческих результатов в ней является особенно важным.

Игра выполняет свою развивающую функцию только тогда, когда является детской деятельностью, самостоятельной или деятельностной. Через игру развивается познавательный интерес, формируется личность ребенка.