( из опыта работы воспитателя МБДОУ №16 г. Невинномысска высшей квалификационной категории Марченко Ирины Геннадьевны)
Современная система  образования находится в ситуации существенных изменений. Образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения  направлен на выполнение социального заказа родителей, общества, государства.
В Концепции модернизации российского образования отмечено, что «развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности».
Перед современными  педагогами стоит задача научить  дошкольников ориентироваться в  потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов.  Особенностью его является специфика организации — необходимость вовлечения родителей воспитанников в совместную исследовательскую работу.
Сегoдня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основная цель которого является развитие твoрческих, коммуникативных, познавательных  и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Именно поэтому одним из методов, способствующих решению данного вопроса, является проектный метод.
Слово «проект» происходит от латинского слова projects, что означает брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования.
Под проектом в большинстве источников понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов –  это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия   с окружающей средой, поэтапная  практическая деятельность по достижению поставленной цели. Возникает вопрос:  Какова же ценность применения этого метода в работе с детьми?
Процесс использования проектного метода имеет свою специфику, взрослому необходимо наводить ребенка, помогать обнаруживать проблему, провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и привлекать детей к совместному проекту, при этом участие родителей здесь минимальное, опеки и помощи должно быть в меру. Педагог выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт.
Реализация проектной деятельности  осуществляется в игровой форме,  методом включения детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в  непосредственном  контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, практически полезные дела). Основной целью проектного метода  является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами познавательного  развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Использование метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста решает ряд важных задач:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Работу по проектной деятельности начинаю со второй младшей группы во второй половине учебного года, большую часть участия в проекте на данном этапе отводится  родителям и педагогам. Каждая ступень развития ребенка дошкольного возраста имеет свои задачи познавательной деятельности, которые специфичны для каждого возраста. Так, в младшем дошкольном возрасте основными задачами являются такие,  как:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте использование метода проекта способствует решению следующих задач:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной познавательно – исследовательской  деятельности.
Существуют различные классификации проектов, используемых педагогом   в работе с  детьми дошкольного возраста. В своей  практике наиболее часто использую следующие виды проектов:
исследовательские: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде стендов, детского дизайна —  проекты: «Покормите птиц зимой!», «Кто у бабушки в деревне живет?»
Основными задачами по реализации данного вида проекта  выступают:
Развитие познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы  их проверки;
Систематизация знаний об окружающем мире;
Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.
информационно — практико — ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы   (оформление и дизайн группы  и др.) проекты «Где прячется здоровье?», «Я человек»
Основные   задачи данного вида проекта:
Создание условий для формирования нравственных ценностей и ценностей здорового образа жизни;
Формирование установок  толерантного сознания;
Развитие самопознания и положительной оценки.
творческие: (оформление результата в виде детского праздника,  детского дизайна) —  проект «Масленица»
При реализации творческих проектов решались такие  задачи, как:
Развитие творческого потенциала каждого участника проекта;
Овладение различными видами творческой деятельности;
Углубленное приобщение к искусству, народному творчеству;
Вовлечение в дизайнерскую деятельность.
Анализируя результаты деятельности,  после применения   проектного метода в  своей работе с дошкольниками по развитию познавательных способностей, выявлено,  что проекты:
— помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
— помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
— способствуют развитию творческих способностей детей;
— способствуют умению наблюдать;
— способствуют умению слушать;
— способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
— способствуют развитию мышления;
— помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
— развивают воображение;
— развивают внимание, память, речь.
В ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.
В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.
Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.  Данные изменения прослеживаются в динамике результативности освоения образовательной программы дошкольного образования, в частности образовательной области «Познание».
Поводя итог  данной работы  можно сделать вывод, что использование данного метода в образовательной деятельности дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования – начальной школе.
Список литературы:
1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
2.Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду:  родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.М., 2008.
4.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова//  Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7