Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Мой край родной» (региональный компонент)

Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Ставропольского края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие», «Развитие речи».

Материалы и оборудование: проектор, презентация «Природа нашего края», фотографии флоры и фауны нашего края, которые под защитой государства. Имитация кустов и деревьев- полянка в лесу, ковровые покрытия для релаксации и аутотренинга, музыкальный центр, аудиофайлы для занятия, плакат, имитация следов на дорожке в лесу. Заготовленные элементы для создания символа своей семьи, основа для наклеивания.

Ход занятия:

Организационный момент. (Звучит запись : звуки леса и пения птиц)

1. Аутотренинг «Мы — друзья природы»

Ребята, закройте глаза и представьте:

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

А теперь послушайте песню.

(Звучит песня М. Бернесса «С чего начинается родина»)

Вопросы к детям: — О чём поётся в этой песне? — Как вы думаете, что такое Родина?

Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина — это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, район, посёлок)

Да, мы с вами живём в Ставропольском крае, для нас он родной.

Воспитатель:

Слышишь песенку Ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина –

Это тоже Родина. (М. Пляцковский)

2. Основная часть. Путешествие по родному краю

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить всё, что вы знаете о флоре и фауне нашего края. Кстати, что такое флора и фауна? (ответы детей)

Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке «Из следа в след»).

А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка — Земля,

Здравствуйте мои друзья.

Воспитатель читает загадку, при правильном ответе детей появляется картинка – отгадка.

Растения нашего края.

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).

На зелёном шнурочке

Белые звоночки

Знают даже малыши

То лесные. .. (Ландыши).

Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи

Скромный полевой цветок

Синеглазый. .. (Василёк).

Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные. .. (Берёзки).

Наша белоствольная красавица — берёзка нравится всем. Это дерево — символ нашей Родины.

-Ребята, а как вы думаете, что такое символ? (ответы детей).

Воспитатель:

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Динамическая пауза «Берёзка». Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.

— А сейчас я вам предлагаю, составит свой символ- символ своей семьи, из подготовленных элементов. (на столах перед детьми подготовлены самоклеящееся элементы – круги, ромбы, прямоугольники, картинки – предметные, основа в виде круга, квадрата.

-А теперь продолжаем наше путешествие по родному краю.

Животные нашего края.

Дети рассказывают с помощью слайдов презентации о животных края (предварительно дети совместно с родителями подготовили сообщение). Например: лисица, кукушка, воробей, заяц, и т. д.

Дидактическая игра «Узнай и назови».

Из предложенных животных на экране дети должны выбрать тех, которые обитают в Ставропольском крае.

Воспитатель: Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).

Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке, на которой много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом. (Дети садятся за столы).

Беседа о заповедных местах нашего края.

Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано «ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ».

Вопросы к детям:

— Как вы понимаете эту пословицу?

— Что такое заповедник?

— Какие заповедные места находятся на территории нашего края?

— Какие виды растений и животных находятся в них под охраной?

— Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком. Я предлагаю вам составить маленькую красную книгу из фотографий которые вы заготовили с родителями заранее. (Совместно с воспитателем дети наклеивают отобранные фотографии в две книги «Флора нашего края», «Фауна нашего края» под защитой.

Ребёнок:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ребёнок:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Дети говорят хором «НАШ ДЕВИЗ — ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ»

Итог занятия.

Воспитатель: книги, которые мы сегодня с вами создали разместим в нашей галерее.