Современная педагогика, из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста — старший дошкольный возраст. Она разработана на основе программы Н.Ф.Сорокиной, Л.Г. Миланович «Театр -творчество -дети» и включает в себя обязательный минимум содержания по театрализованной деятельности для ДОУ .

Цель программы – развитие способностей детей средствами театрального искусства.

Основные задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Продолжительность занятия – 25 – 30 минут, занятия проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня, максимальная нагрузка – 36 часов в год.

Диагностика проводится 2 раза в год – в сентябре, мае.

Данная рабочая программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

1. «Музыкальное воспитание» — дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. «Изобразительная деятельность» — где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.

3. «Развитие речи» — на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. «Ознакомление с художественной литературой» — где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.

5. «Ознакомление с окружающим» — где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.

6. «Хореография» — где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.

Структура программы

Программа состоит из 7 разделов:

  • Основы кукловождения;

  • Основы актерского мастерства;

  • Основы кукольного театра;

  • Основные принципы драматизации;

  • Проведение праздников;

  • Проведение досугов, развлечений;

  • Самостоятельная театрализованная деятельность.

Учебно – тематический план

п./п.

Тема

Количество часов

1.

Основы кукловождения

7

2.

Основы актерского мастерства

7

3.

Основы кукольного театра

7

4.

Основные принципы драматизации

8

5.

Проведение праздников

2

6.

Проведение досугов

2

7.

Самостоятельная театрализованная деятельность

3

Итого

36

Содержание программы

Основные навыки театрального мастерства

Методы формирования театрального мастерства

Средства формирования навыков театрального мастерства

Репертуар

Сентябрь — ноябрь

Основы кукловождения

Познакомить детей с театральной ширмой, с приемами вождения верховых кукол

Ширма, верховые куклы

«Мама гуляет», «Две мышки», «Дед и репка» (этюды)

Основы актерского мастерства

Развивать память и внимание дошкольников

Фонограмма. Атрибуты, необходимые для данных упражнений

«Будь внимателен», «Запомни свое место», «Запомни свою позу», «Флажок» упражнения

Основы кукольного театра

Поощрять интерес детей к кукольным спектаклям, побуждать к участию в этом виде деятельности

Театр ложек, ширма

«Колобок» (по русской народной сказке)

Основные принципы драматизации

Формировать положительное отношение к играм – драматизациям. Учить детей разыгрывать спектакли по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, движения, мимику, жест)

Драматизация в костюмах

«Теремок»

Проведение праздников

Продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада, младшими детьми

Атрибуты, костюмы, необходимые для проведения праздника

«Осенний праздник»

Проведение досугов и развлечений

Стимулировать способность понимать содержание сказок, оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку

Костюмы, атрибуты. Необходимые для данного досуга или развлечения

Драматизация «Лиса и медведь»

Самостоятельная театрализованная деятельность

Привлекать детей к самостоятельным играм с верховыми куклами

Комплект верховых кукол, ширма

Декабрь — февраль

Основы кукловождения

Обучать детей приемам вождения верховых кукол на ширме

Верховые куклы, ширма

«Встреча лисы с зайцем», «Беседа мышки с лягушкой», «Пляска зверей» (этюды)

Основы актерского мастерства

Развивать у детей способность правильно понимать эмоционально – выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами

Работа у зеркала. Мягкая игрушка

«Это я!», «Это мое», «Отдай», «Сосульки», «Шалтай-болтай», «Петрушка прыгает» (этюды)

Основы кукольного театра

Продолжать воспитывать любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольных спектаклях.

Верховые куклы. Фонограмма, ширма

«Три медведя», «Зимовье зверей» (фрагменты)

Основные принципы драматизации

Поддерживать заинтересованное отношение к играм – драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности. Формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь

Драматизация в костюмах и предметном окружении

Е.Масс «Три елочки»

Проведение праздников

Продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада, младшими детьми

Атрибуты, костюмы, необходимые для проведения праздника

«Новогодняя елка» — праздничное представление

Проведение досугов и развлечений

Развивать умение понимать содержание сказок, оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку

Костюмы, атрибуты необходимые для данного досуга или развлечения

«Лисичка сестричка и серый волк»

Самостоятельная театрализованная деятельность

Привлекать детей к самостоятельным играм с верховыми куклами

Комплект верховых кукол, ширма

Март — май

Основы кукловождения

Продолжать обучать детей приемам вождения верховых кукол на ширме

Верховые куклы, ширма

«Радостная встреча деда с Жучкой», «Неприятный разговор», «Игра в жмурки» (этюды)

Основы актерского мастерства

Развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение

Работа у зеркала

«Удивление», «Сердитый дедушка», «Провинившийся» (этюды)

Основы кукольного театра

Прививать устойчивый интерес к кукольному театру, поощрять активное участие детей в кукольном спектакле

Верховые куклы, ширма, атрибуты

Спектакль по сказке «Репка»

Основные принципы драматизации

Продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям, совершенствовать импровизационные способности детей

Костюмы, декорации, предметно — игровая среда

Игра – драматизация по сказке В.Сутеева «Под грибком»

Проведение праздников

Вызвать у детей желание участвовать в утренниках и интересоваться русским фольклором

Костюмы, декорации. Предметно-игровая среда

«Посиделки» (игры – драматизации)

Проведение досугов и развлечений

Поддерживать интерес к происходящему на сцене, обучать детей правильно выражать свои чувства и переживания

Атрибуты необходимые для конкретной обстановки досуга и развлечения

«Приключения Буратино» (по сказке А.Н.Толстого)

Самостоятельная театрализованная деятельность

Поощрять стремление детей участвовать в играх — драматизациях

Выбор костюмов и предметного окружения по собственному замыслу

Требования к уровню образования воспитанников по данной программе

По реализации рабочей программы воспитанники должны:

Уметь: заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью; разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест); использовать в театрализованных играх образные игрушки, самостоятельно изготовленные из разных материалов;

Изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства; выступать перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками.

Знать: некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); — некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе.

Оценка знаний, умений и навыков детей

п./П.

Ф.И. ребенка

Этюдный тренаж

Игры — драматизации

Этюды с куклами

Кукольные спектакли

Игры спектакли с элементами кукольного тетра

Общая оценка

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1.

2.

3.

4.

5.

Оценка результатов театрально-игровой деятельности проводится по следующим направлениям.

Этюдный тренаж (мастерство актера)

1.Дикция (потешки, скороговорки и чистоговорки).

2.Жесты (этюды на выразительность жеста).

3.Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера).

4.Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

Игры-драматизации

1.Желание участвовать в играх – драматизациях.

2.Умение общаться с партнером.

3.Умение импровизировать при создании образа.

Этюды с куклами

1.Желание играть с куклой.

2.Навыки управления ею.

3.Умение импровизировать с куклой.

Кукольные спектакли

1.Желание участвовать в спектакле с верховыми куклами.

2.Навыки взаимодействия с партнером при управлении с куклой.

3.Умение создать образ с помощью кукол.

Игры – спектакли с элементами кукольного театра

1.Желание участвовать в игре – спектакле.

2.Навыки общения с партнером.

3.Умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слово, жесты, мимика, движение, управление куклами)

Учебно – методическое обеспечение

  • Ширма;
  • Набор кукольного тетра нескольких видов;
  • Репродукции к сказочным сюжетам;
  • Атрибуты для спектаклей (элементы костюмов);
  • Зеркало для отработки актерского мастерства;
  • Набор различных мягких игрушек.
  • Материал произведений для игры – драматизации;
  • Материал театрализованных игр.

Список литературы

1.Куклы и дети. Н.Сорокина, Л.Миланович.: методическое пособие. – М.: Обруч, 2012 г.

2.Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер». Методическое пособие. – М.: Сфера. 2012 г.

3.Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. – М.: Сфера, 2010 г.

4.Гончарова О.В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: Сфера. 2010 г.

5.Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А.Развитие творческих способностей дошкольников. – М.: Сфера, 2010 г.