Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным требованиями дошкольного образования (далее – ФГТ) направлена на организацию коррекционной помощи детям с нарушением речи в освоении основной образовательной программы ДОУ, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. В данной рабочей программе представлена система коррекционного обучения и рассчитана на детей с нормальным слухом и нормальным интеллектом, в картине недоразвития, речи которых на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны. Недостаточность касается не только произношения, но и дифференциации звуков на слух. Данная рабочая программа, разработана в соответствии с основной образовательной программой ДОУ на основе программы Г.А.Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи»

Обучение детей в соответствии с рабочей программой обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой – подготовку к овладению грамотой.

При разработке данной программы в основу взяты принципы:

  • доступность предлагаемого материала;

  • наглядность;

  • индивидуальный подход и т.д.

Целью данной программы является овладение детьми иразвитие самостоятельной связной, грамматически правильной речью и навыками речевого обще­ния, фонетической системой русского языка, элементами гра­моты. Программа сформирована для контингента детей с нарушением речи, обучающихся в МБДОУ №16 общеразвивающего вида.

Коррекционно – логопедическая работа направлена на организацию работы по овладению детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого обще­ния, фонетической системой русского языка, элементами гра­моты, что формирует готовность к обучению в школе. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи. В связи с этим логопедическая работа с детьми направлена на решение основных задач:

1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

2. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия);

3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

4. Развитие навыков связной речи.

Коррекционная работа для детей с нарушениями речи направлена на реализацию задач:

1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными нарушениями речи.

2. Разработка и реализация плана индивидуальной логокоррекционной работы у ребёнка с нарушениями речи в ДОУ и семье.

3. Оценка результатов помощи детям с нарушениями речи и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;

4. Осуществление индивидуально ориентированной коррекционной помощи детям с нарушениями речи с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей;

5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям)

Содержание программы

Содержание коррекционно – развивающей деятельности строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи — и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно – эстетического развития дошкольника с нарушениями речи. Система коррекционно – развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные занятия, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с нарушениями речи.

В основу обучения положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. У детей развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь, способствуют осознанному овладению звуками речи, что имеет большое значение для подготовки к овладению грамотой.

В программе разработана специальная система упражнений, имеющая в виду постепенную подготовку к звуко — слоговому анализу слова. Материал, на котором строятся упражнения, подбирается из знакомых детям слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточненные в произношении звуки в стадии их закрепления. При восполнении пробелов, касающихся морфологического состава слов и грамматического оформления речи, наряду с общепринятыми используются приемы обучения, требующие от детей самостоятельного выделения и сравнения значащих элементов слова, умения подобрать нужные грамматические формы слов, правильно согласовать слова в предложении, самостоятельно построить предложение из данных слов, использовать подготовленный словарь и предложения определенной конструкции в связной речи. Развитию у детей интереса к занятиям помогает использование различных игр и игровых приемов.

Циклограмма работы учителя – логопеда

Групповые занятия для детей в группе 5 года жизни с нарушениями речи в 1 период обучения приоритетно ориентированы на формирование лексико – грамматических средств языка и развитие связной речи и проводятся 2 раза в неделю. Во II период обучения проводятся 2 раза в неделю и дополняются занятиями по формированию произношения(2 раз в неделю). В III период — 3 фронтальных занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи, а занятия – по формированию произношения — 3 раза в неделю. В течение года постепенно увеличивается продолжительность каждого занятия: 20 минут в начале года, 25 – 30 мин. – в конце.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных занятий фиксируется в тетради посещаемости занятий детьми. План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с нарушением речи (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования (январь). В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании.

На основании индивидуального плана логокоррекционной работы логопед составляет планы индивидуальных занятий. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности.

Индивидуальный план логокоррекционной работы.

Коррекционно – логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка группы оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для домашних заданий.

План образовательной деятельности

п./п.

Содержание

Количество часов

1.

2.

3.

Тренировка движений артикуляционного аппарата

Постановка звука

Автоматизация звука:

— в слогах

— в словах

— в предложении

— в связной речи (стихи, рассказы, сказки)

8

32

32

8

8

8

8

 

ИТОГО:

72

 

Планы занятий по периодам обучения (72 часа)

Первый период обучения

(сентябрь – октябрь)

Недели обучения

Звуки

Количество занятий

Дифференциация звуков на слух

Подготовка к звуко-слоговому анализу слова

Буквы

Упражнения с фишками, символами звуков. Письмо, чтение

1

У

А

1

1

У от прочих гласных

А от прочих гласных

Выделение начального гласного

Анализ ряда АУ

У

А

Письмо

-//-

2

И

АИУ

П., П.’

Э

1

1

2

1

И от прочих гласных

П-п’

АП – ам – ак

Э от прочих гласных

Анализ ряда типа ИУ

Анализ ряда типа ИАУ

Анализ слога типа АП

Повторение пройденного

И

П.

Письмо

3

Т

ИТ

К, К’

2

1

2

Т – д- к

К – г – х

К — К’

Выделение начального и конечного согласного

-//-

-//-

Т

К

Выкладывание, преобразование, письмо, чтение слогов типа АП

4

М, М’

Л’

АИУ Э

2

2

1

М – н – п

М — м’

Л’ – л

Л’ — м’- н’

-//-

-//-

-//-

-//-

М

5

О

ХХ’

К, х

1

2

2

О – а – у – э

Х – к – г

Х — х’

Выделение гласного из положения после согласного

О

6

ЙОТ

Л’, ЙОТ

Ы

Ы,И

1

2

1

1

Л’ – йот

Ы — и

Анализ прямого слога типа МА

Анализ слов типа бык

Ы

Выкладывание, преобразовывание , письмо, чтение слогов типа МИ

7

Ы – И

Мягкие звуки И (повтор )

С

1

1

2

Твердые –мягкие звуки

С -с’ – з – ш – ц — щ

Анализ слога типа МИ

И

Выкладывание, преобразование, письмо, чтение слогов типа МИ

8

Закрепление правильного произношения звуков Л,ЙОТ, С, С’ и других по усмотрению логопеда. Закрепление всех знаний

Деление слов на слоги Схемы слов

Закрепление навыков чтения прямых слогов. Чтение слов типа сом, кит

Второй период обучения

(декабрь, январь, февраль, март)

Недели обучения

Звуки

Кол-во занятий

Дифференциация звуков на слух

Анализ звукового состава слова

Буквы Кол-во зан.

Упражнения с фишками, символами звуков, письмо, чтение

9,10

Закрепление правильного произношения звукаС и звуков с’, з, з’

Деление слов на слоги

Закрепление навыков чтения прямых слогов, составление предложений

11

Л, Й

Ы

И (повт)

 

Мягкие звуки

1

1

1

1

Твердые – мягкие

звуки

Анализ слова типа МИ

Ы

И

Выкладывание , преобразование, чтение слогов типа МИ

12

С

2

С -с’ З – ш – ц — щ

Деление слов на слоги. Схемы слов

С

2

Закрепление навыка чтения прямых слогов. Чтение слов типа сом, кит

13

С

2

С – з – ц – ш

С — с’

Слоговой

Звуко-слоговой анализ слов

Повторение букв гласных, согласных

2

-//-

14

С’

2

С’ — з’ — т’ — щ

Выкладывание звуко-слоговых схем типа Сима, Нина, Ната

Н

2

Слоги типа Нина, Ната

15

С -С’

2

С — с’

-//-

Я

2

Слоги типа са. ся

Слова типа Таня

Чтение типа: яма, маяк

Недели обучения

Звуки

Кол-во занятий

Дифференциация звуков на слух

Анализ звукового состава слова

Буквы Кол –во зан.

Грамота Чтение, преобразование. Выкладывание подбор слов к схемам

16

З — з’

2

З – с — ж

-//-

З

2

Подбор слов к звуковым схемам

17

С -с’

З — з’

2

С — с’, З — з’

Слогообразующая роль гласных

3

2

-//-

18

Б

Б — б’

П — п’

1

1

Б – п — б’

п – б — б’ — п’

Анализ слов типа батон, кубик

Х

2

Подбор слов к звуковым схемам

19

Т’

Д’

1

1

Т’ с’ – д – ц

Д’ – т — т’

Выделение ударного гласного

Б

2

Слова типа бутон, Бобик.

Чтение предложений, текстов.Слова оканчивающиеся на звонкий звук зубы – зуб

20

Д

Д,Т

1

1

Д – т — т

-//-

В

2

21

Д — д’

Т — т’

2

Д – Т – г

Д -д’ – т — т’

Выделение ударного гласного

Д

2

-//-

22

Г

Г-Г’

1

1

Г –к – д

Г — г’

Анализ слова типа бумага

Г

2

Слова типа вагоны

23

Г, Г’

К, к’

2

Г — Г’ – К — к’

-//-

-//-

24

Ш

2

Ш – с – ж — щ

Анализ слов типа кошка, мишка

Правило написания ШИ

Слова типа Кошка

25

С,Ш

2

С — Ш

Анализ слов типа сушка

1

2

Слова типа Ели, ежи

Третий период обучения

(апрель, май)

Неделя обучения

Звуки

Кол-во занятий

Дифференциация звуков на слух

Анализ звукового состава слова

Буквы

Кол-во

Грамота Чтение, преобразование, выкладывание, подбор слов к схемам

26

Л

2

Л – р

Л — л’

Анализ слов типа стул, волк. плита

Л

2

Слова типа плот, волк, слива

27

Ж

2

Ж – З — Ш

Ж

2

Правило написания ЖИ

28

Ш-Ж

Ж — З

1

1

Ш- Ш

Ж — з

Р

2

Закрепление правила ЖИ — ШИ

29

Р, Л

2

Р — л

Анализ слов типа Красный, страна

Й

2

Слова типа Синий, короткий

30

С, З, Ш, Ж

2

С – Ш- Ж -З

Ё

2

Слова типа ёлка, даёт, котёнок

Итого:

72 часа

Способы проверки знаний, умений и навыков

Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности освоении программы Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи», корректировку коррекционных мероприятий осуществляет логопед. Он проводится по итогам учебного года.

Мониторинговая деятельность предполагает:

  • отслеживание динамики развития детей с нарушениями речи и эффективности плана индивидуальной логокоррекционной работы;

  • планирование коррекционно-развивающей работы.

Логопед анализирует выполнение индивидуального плана логокоррекционной работы и коррекционно – развивающей работы в целом с детьми с нарушениями речи, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка с нарушениями речи. Данные о результатах мониторинга заносятся в протокол логопедического обследования.

Список литературы

1.Программа Г.А.Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Москва «Просвещение 1985 г. 2. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова «Ступеньки к школе» Москва 1999г.

3. Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» М., 1983г. 4.И.В. Скворцова «100 логопедических игр» М., «владос» 2003г. 5.К.В. Бардин «Подготовка ребенка к школе» М., «Мозаика-Синтез» 2003г. 6. Н.И. Соколенко «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей».