Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни. В детском организме заложены большие возможности для тренировок, а это дает возможность внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического воспитания ДОУ. Ведь освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.

В играх и действиях с мячом дошкольники совершенствуют навыки большинства основных движений. Вместе с тем игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе игр дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, ударам по мячу ногой, ведении ногой, ударам по цели и на дальность с места и разбега, но и также в ходьбе, беге, прыжке. Все эти движения дети выполняют в постоянно изменяющейся обстановке. А это способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры.

Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации и способах проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Разнообразные спортивные упражнения позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей. Укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно — сосудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его функциональный эффект. Элементы спорта помогают значительно повысить функциональные возможности детского организма. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки.

Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.

Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Данная рабочая программа разработана на основе программы Н.И.Николаевой «Школа мяча» и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы, предназначена для детей 5-7 года жизни, срок реализации данной рабочей программы 2 года.

Основная цель данной программы — обогащение двигательного опыта детей 5-7 го года жизни, освоение детьми техники владения мячом.

Задачи:

  1. Научить детей технике владения мяча.

  2. Освоение элементов игры в волейбол, элементы игры в баскетбол, способствование совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.

  3. Познакомить дошкольников с историей игры волейбол, баскетбол.

  4. Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.

  5. Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучить индивидуальную тактику, искусство ведения мяча и забрасывания в кольцо. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.

  6. Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.

  7. Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.

  8. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом.

Количество занятий: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в учебном году (с сентября по май). 1 раз в три месяца совместное мероприятие с родителями. Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения.

Место проведения: спортивный зал МБДОУ, спортивная площадка. Используемый материал: мячи резиновые диаметром 12 см. – 10 шт. и диаметром 16 см. – 10 шт., волейбольная сетка, 2 гимнастические скамейки, гимнастическая стенка, кольцо баскетбольное, мячи баскетбольные.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети смогут владеть мячом, выполняя упражнения с мячом.

  2. Освоят элементы игры в волейбол, элементы баскетбола.

  3. Дошкольники познакомятся с историей игры волейбол, баскетбол.

  4. У детей выявятся улучшения показателей координации движений, выносливости, быстроты, ловкости, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.

  5. Дошкольники овладеют технико-тактическими действиями с мячом: передача мяча, бросок мяча через сетку, подача мяча, блокирование, забрасывание мяча в баскетбольное кольцо, разучат индивидуальную тактику. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.

  6. Научаться понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.

Организация образовательной деятельности:

На занятиях и вне занятий:

  • Проведение бесед об истории и правил спортивных игр с мячом.

  • Дети должны освоить элементы игры в волейбол, состоящую из двух видов действий: движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнеру (стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения)

  • Действия с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание в корзину, подача мяча.

  • Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами.

Обучение способам действия (для игры в волейбол)

  • Нижняя, верхняя подача мяча.

  • Передача сверху двумя руками.

  • Прием мяча снизу двумя и одной рукой.

  • Блокирование

Обучение способам действия (для игры баскетбол)

  • Броски мяча вверх, об землю и ловля его руками.

  • Ведение мяча, продвигаясь между предметами.

  • Ведение мяча с дополнительными заданиями.

  • Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо.

Учебно-тематический план

п./п.

Тема

Количество часов

1 год обучения

2 год обучения

1.

Отработка упражнений с мячом

16

14

2.

Игры и упражнения с мячом

18

20

3.

Соревнования в подгруппах

2

2

Итого:

36

36

Тематический план 1 года обучения

Месяц:

Мероприятия:

Цель:

Взаимодействие с родителями:

Сентябрь

  1. Обследование детей
  2. Инструктаж по технике безопасного поведения в физкультурном зале
  3. Знакомство с мячом

Подготовить детей к обучающему процессу

Информирование родителей о результатах обследования

Октябрь

  1. Совершенствование броска мяча вверх и ловля его двумя руками на месте

  2. Прокатывание мяча одной и двумя руками из разных положений между предметами

Научиться управлять мячом, чувствовать его

Консультация с родителями на тему «Школа мяча»

Ноябрь

  1. Выполнять броски и ловлю мяча на месте

  2. Отбивание мяча об пол одной рукой на месте

Контролировать мяч

Спортивное мероприятие «Мы с мячом очень дружим»

Декабрь

  1. Отбивание мяча одной рукой на месте.

  2. Передача мяча друг другу различным способом

Научить точности передачи мяча партнеру

День открытых дверей

Январь

  1. Передача мяча друг другу в разных направлениях стоя и сидя

  2. Перебрасывание друг другу и ловля мяча сидя и стоя спиной друг к другу

Совершенствовать точность передачи мяча при игре в парах

Оформление наглядной информации для родителей.

Февраль

  1. Перебрасывание мяча через сетку

Подготовить детей к игре в волейбол

Беседа об организации подвижных игр для дома, улицы с мячом

Март

  1. Бросок мяча об пол и ловля двумя руками не менее 10 раз подряд в движении.

Развивать ловкость,

Умение работать с мячом

Веселые старты: «Играем вместе»

Апрель

  1. Обучение техники приема и передачи мяча

  2. Обучение технике забрасывания мяча в баскетбольное кольцо

Совершенствовать технику игры

Консультация – «Одежда и здоровье детей»

Май

  1. Блокирование мяча в процессе игры

  2. Расстановка игроков на поле

Разработать тактику игры

Открытое занятие

Тематический план 2 года обучения

Месяц:

Мероприятия:

Цель:

Взаимодействие с родителями:

Сентябрь

1.Обследование детей

2.Инструктаж по технике безопасного поведения в физкультурном зале

3.Знакомство с различными видами мяча

Подготовить детей к обучающему процессу

Информирование родителей о результатах обследования

Октябрь

1.Совершенствование броска мяча вверх и ловля его двумя руками на месте

2.Прокатывание мяча одной и двумя руками из разных положений (стоя, сидя)

Научиться управлять мячом, чувствовать его

Консультация с родителями на тему: «Благотворное воздействие упражнений с мячом на физическое развитие дошкольников»

Ноябрь

1.Выполнять броски и ловлю мяча в движении

2.Отбивание мяча об пол одной рукой на месте (не менее 10 раз)

Контролировать мяч в движении

Спортивное мероприятие «Мы с мячом очень дружим»

Декабрь

1.Отбивание мяча об пол правой и левой рукой в движении по кругу

2.Передача мяча друг другу различным способом

Научить точности передачи мяча партнеру

Мини — соревнования с детьми старшей группы

Январь

1.Передача мяча с отскоком от пола из одной руки в другую в движении.

2.Перебрасывание друг другу во время бега

Совершенствовать точность передачи мяча при игре в парах

Оформление наглядной информации для родителей.

Февраль

1.Перебрасывание мяча через сетку

2.Ведение мяча, продвигаясь между предметами

Подготовить детей к игре в волейбол

Беседа об организации народных подвижных игр для дома, улицы с мячом

Март

1.Бросок мяча об стенку и ловля его двумя руками

2.Ведение мяча, продвигаясь между предметами с дополнительными заданиями

Развивать ловкость,

Умение ведения мяча

Веселые старты: «Играем вместе»

Апрель

1.Обучение техники приема и передачи мяча

2.Обучение технике забрасывания мяча в баскетбольное кольцо

Совершенствовать технику игры

Консультация – «Одежда и здоровье детей»

Май

1.Блокирование мяча в процессе игры

2.Расстановка игроков на поле

Разработать тактику игры

Открытое занятие

Уровень образования воспитанников по данной программе

Параметры

Формы и методы диагностики

Уровень знаний

Дети должны знать:

-разновидность спортивных игр;

-Название разных мячей к каждой игре;

-название спортсмена определенного вида спорта с мячом;

-простейшие схемы движения с мячом

Д/и «Назови спортивную игру»

Д/и «Что за мяч»

Д/и «Какой спортсмен играет в эту игру?»

Схемы движений с мячом для самостоятельных игр

Уровень умений

Дети должны уметь:

выполнять бросание мяча разными способами;

-Отбивание мяча в разных положениях;

-Забрасывание мяча в корзину с места и с трех шагов.

-ведение мяча между предметами и с дополнительными заданиями;

-отбивание мяча через сетку несколькими игроками;

-Перебрасывание мяча друг другу в разных положениях

Игровые тестовые упражнения для детей

Уровни усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом

п./п.

Ф.И.Ребенка

Умение выполнять бросание мяча разными способами

Умение отбивания мяча в разных положениях

Умение забрасывать мяч в корзину с места и с трех шагов.

 

Умение ведения мяча между предметами и с дополнительными заданиями Умение отбивать мяч через сетку несколькими игроками

Умение перебрасывать мяч друг другу в разных положениях

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Условные обозначения:

— низкий уровень;

□ – средний уровень;

○ – высокий уровень.

Диагностические критерии:

Низкий уровень: неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действий с мячом. Не соблюдает заданный темп и ритм с мячом.

Средний уровень: технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно, оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе.

Высокий уровень: уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Ребенок способен придумать новые варианты действий с мячом.

Список литературы

1.Гришин В. «Игры с мячом и ракеткой». Сборник игр и занятий.- М.: Скрипторий, 2003 г.

2. Желобкович Е. Ф. Футбол в детском саду. Практическое пособие.- М.: Скрипторий , 2003 г.

3. Николаева Н.И. Школа мяча. Учебно — методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: Детство – пресс, 2012 г.