«Детство и юность всякого человека – это слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».

В. Астафьев

I. Что такое гармонизация отношений между родителями и детьми.

Современный мир  является очень чётко структурированной системой  и выдвигает родителям жёсткие рамки. Нас окружает масса сложной техники и разнообразной информации. Деловое общение даже между родителями и детьми становится преобладающим. Даже близкие люди очень мало говорят  друг с другом. Методы оценки правильности и неправильности наших действий, сопровождают нас в буквальном смысле слова всю жизнь, начиная с рождения. Детей оценивают родители и воспитатели, а взрослых – их начальники. Часто мы не можем элементарно общаться, а значит быть такими, какие мы есть. В современном обществе родители стараются «с благими намерениями» загрузить ребёнка дополнительным образованием (раннее обучение чтению, иностранным языкам и др.). В дошкольном возрасте для гармоничного развития ребёнка гораздо важнее не интеллектуальное, а эмоционально-волевое развитие. В родителях дети хотят видеть, прежде всего поддержку, безоценочную любовь и ощущать рядом с ними себя безопасно. Как известно, младенцы реагируют «комплексом оживления» на появление матери. Постепенно эта тонкая душевная связь переходит в более  формализованные отношения и ограничивается фразами типа: «Как твои успехи? Ты сделал свои задания и уроки? Почему дома не убрался?» И таким образом, между родителем и ребёнком утрачивается та изначальная теплота и взаимопонимание, которые были заложены при рождении.

Известно, что дошкольное детство — период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка — искусство эмоциональное по самому своему содержанию.

Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои не только музыкальные, но и другие способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития дошкольников. Феномен музыкального искусства заключается не только в способности обогащать эмоциональные переживания человека, но и в возможности вызывать эмоциональные реакции и оценки, отношения, лежащие в основе интересов, потребностей, предпочтений личности. Современные взгляды на процесс формирования детской личности характеризуются опорой не только на приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определенных ценностных ориентации человека, составляющих базис личностной культуры. Если передача знаний требует главным образом обращения к интеллекту личности, то выработка ценностных ориентации связана, прежде всего, с воздействием на эмоции и чувства человека, которые, в свою очередь, способствуют превращению ценностных установок в его дальнейшие убеждения. Видный отечественный ученый, психолог Г.С. Тарасов отмечает, что высокое искусство, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем психического развития детей, выполняет «множество жизненно важных задач… и призвана решать …самую главную — воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию. …В эмоциональной атмосфере увлеченности формируются взгляды, позиции детей на многие вещи, складываются общественные связи».

II Музыкальное воспитание в семье как средство гармонизации

отношений между детьми и родителями.

В детском саду осуществляется всестороннее музыкальное воспитание детей, включающее в себя разделы: слушание музыки, развитие голоса и слуха (пение), музыкально – ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, а также развитие творческих способностей.

Для того, чтобы лучше понять друг друга и контактировать со своим ребёнком, конечно, необходимо и семейное музыкальное воспитание.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком . Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать и народную, и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.
Для гармонизации, улучшения отношений между родителями и детьми, национальная и мировая музыкальная культура неоценимы. Но хочу остановиться сейчас лишь на трёх моментах.

  1. Колыбельные для малышей.

Ребенок быстрее забывает свои беды, когда  его укладывают спать с лаской: именно ласка передается с колыбельной песней, пусть ребенок еще не слышит, но чувствует любовь, ласку, нежность мамы.

Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми.

От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития.

Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости. Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска!).

Кроме того, исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать.

Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевом единении. При такой внутренней настройке слова образы песни проникают в глубину души маленького существа.

На Востоке, о плохом человеке говорят: «Наверно, ему мать не пела колыбельных песен.»

В  колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире — самое хорошее, его мама — самая лучшая, а дом — самый родной. Кроме осознания собственного «Я» колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира.

Как считает болгарский психотерапевт П.Рандев, колыбельные помогают быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в дальнейшем. Да и нам самим неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни, так как их действие оказывается эффективнее медикаментов.

Какую же музыку слушать, чтобы изменить свое эмоциональное состояние? В депрессивном состоянии люди не воспринимают веселую музыку, зато, прослушивая элегии, ноктюрны и колыбельные песни, испытывают облегчение.

Недавно ученые провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна. Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким. Музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.

Немецкие медики, изучавшие колыбельные со своих позиций, утверждают: если перед операцией пациенту дают прослушать колыбельную песню, необходимая доза анестезии снижается вдвое.

Пение колыбельной песни матерью включает механизм успокоения, расслабления и засыпания у детей. Колыбельные песни — это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.

  1. Музыка в семье как средство психотерапии

Сейчас учеными всех стран проведено много исследований о том, как музыка влияет на здоровье человека: его сердце, печень, мозг и т. д. Нас же интересует психологическое и психоэмоциональное состояние ребёнка. Как известно, в современном мире ребёнок, как и взрослый, подвержен постоянным стрессам, эмоциональным и интеллектуальным перегрузкам. Поэтому очень важно дома, в кругу семьи помочь и ребёнку, и себе самому сгладить негативные моменты окружающего, гармонизировать душевное состояние. Один ребёнок перевозбуждён, агрессивен, другой, наоборот, вял, апатичен, устал. Как помочь? Музыка может стать языком общения ребёнка и родителя. Музыка имеет особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. В результате общения с музыкой, ребенку передаются её настроения и чувства: радость, грусть, тревога и сожаление, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки. Для этих целей лучше всего подходит классическая музыка. Ещё древнегреческий философ и математик Пифагор, по описанию современников, умел «смешивая различные мелодии, поворачивать к противоположному состоянию раздражение, неуместную ревность, крайность страстей…».В методе Пифагора нет ничего мистического. Дайте вашему сыну или дочке послушать бодрые, оптимистические мелодии И. Дунаевского, и вы увидите, как улучшится настроение ребёнка, а заодно, и ваше. Доказано, что музыка Моцарта, а особенно Штрауса приподнимает настроение, создаёт радостный настрой. Старинная медленная музыка Баха, Генделя, Вивальди создаёт ощущение безопасности, уверенности в своих силах. Излишне возбудимому, нервному малышу поможет романтическая музыка Чайковского, Шопена, Шуберта — она успокаивает, снимает стресс и нервное напряжение.

(Например, «Осенняя песнь», «Сладкая грёза» Чайковского).

Кстати, сегодня, в аптеках Китая, Индии и Японии продаются диски с музыкальными альбомами, которые «лечат». Они так и называются «бессонница», «нервы». «почки», «сердце» и т.д. На этих дисках собраны отрывки из произведений разных композиторов, прослушивание которых помогает излечить те или иные психические и физические недуги. При этом замечено, что особенно часто на этих дисках звучит музыка Моцарта. Почему?

Конечно, для слушания по возможности, следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Шумана, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.) Сейчас в продаже имеется очень много кассет, дисков, записанных специально для детей. Это и подборки классической музыки по жанрам колыбельные, музыка для танцев, пьесы из «Детских альбомов», музыка по временам года (Чайковский, Вивальди), по знакам зодиака, по отдельным музыкальным инструментам, образные пьесы («Карнавал животных» Сен-Санса), звуки природы и др.

Также желательно не переключать телевизионный канал, если показывают концерт классической музыки. Здесь ребёнок заодно и музыку послушает, и увидит инструменты симфонического или народного оркестра. Хотя бы изредка, о возможности, вместе с детьми посещайте концерты, музыкальные спектакли. Такие совместные походы укрепляют взаимоотношения в семье.

3. Развитие музыкальных способностей в семье

Среди видов исполнительства в семье наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Но можно использовать музыкальные инструменты — игрушки (металлофон, ксилофон, детское пианино, ложки, дудочку). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.
Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр — напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на детских музыкальных инструментах.

Восприятие мира маленьким ребёнком подобно тому, как его воспринимал древний человек. Поэтому знакомить малыша с культурными реалиями можно, моделируя ситуации их возникновения. Такой подход позволяет пережить участие в создании, творении культуры и впоследствии облегчает её понимание. Известный немецкий композитор и педагог Карл Орф предложил ввести в систему музыкального воспитания уроки создания с детьми самодельных музыкальных инструментов (погремушки, шумелки, бренчалки, шуршалки, пищалки, стучалки). Подобные приспособления для извлечения звуков пользуются необычайным успехом у детей

(тем более, если ребёнок примет участие в его изготовлении). Малыши очень часто превращают своё настроение в мелодии и делают это гораздо свободнее, чем взрослые. Они спонтанно движутся в музыкальном ритме и, подыгрывая на таких инструментах, меньше стесняются. Детям нравится мурлыкать мелодии и петь в тех случаях, когда они могут вволю пошуметь, при этом проявляются их музыкально-творческие способности, они раскрепощаются.

Также рекомендуется играть с детьми в несложные игры, развивающие, например, чувство ритма (узнать песню по ритмическому рисунку, постучать и повторить рисунок знакомой песни, простучать ритмический рисунок имени, названия цветов и т.д.), динамический слух (громко – тихо — для малышей), ладовый (мажор и минор), звуковысотный (какой голос у большого медведя и маленького мишки). В такие игры как «угадай песню по мелодии» или «угадай, на чём играю», можно играть не отрываясь от домашних дел.

Любой ребёнок в дошкольный период жизни активно двигается. Поэтому необходимо обеспечить и танцевально- двигательную активность (включать ритмичные произведения для импровизированных танцев, а лучше потанцевать вместе). В свою очередь, дети сами вас научат тому, что они освоили на занятиях. Здесь можно использовать детский репертуар или эстрадные песни обязательно с добрым содержанием, а также и классическую музыку.

Некоторые рекомендации:

  • Включите негромкую, ритмичную музыку и дайте ребёнку любой ударный инструмент: бубен, погремушку, коробочку, маракас, барабанчик или изготовленный совместно самодельный инструмент. Возьмите сами инструмент и вместе с ребёнком сопровождайте музыку ударным аккомпанементом.

  • Спойте с ребёнком детскую песенку, также сопровождая её ритмическим аккомпанементом, можно также использовать хлопки в ладоши, топанье ногами, щелчки и др.

  • Под любую ритмичную музыку пусть ребёнок сам попробует для сопровождения разные инструменты и определит, какой больше подходит.

  • Предложите ребёнку выразить движениями и жестами музыку, которую он слышит.

  • Просто танцуйте и пойте вместе с ребёнком.

III Выводы:

Музыка эмоционально сближает людей, особенно самых близких: детей и родителей

Если хотя бы иногда вы будете вместе со своим ребёнком слушать музыку, петь и играть, он будет чувствовать, что его интересы, его внутренний эмоциональный и духовный мир вам не безразличны, что вы способны думать, чувствовать, понимать также, как и он.

Наглядный материал:

  • Подборка кассет и дисков с музыкой для детей.

  • Самодельные шумовые и ударные инструменты.

Список литературы

1. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.,1947.

2. Белянва-Экземлярская С.Н. «Музыкальные переживания в дошкольном возрасте», вып. 1., – М.: Просвещение, 1961.

3. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Просвещение,1961, — с. 231.

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.: Просвещение, 1968.

5. К.Орф Система музыкального воспитания. — М. –Л. 1970. с.21.

6. Форраи К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире //, 1973.