Говорить красиво и правильно.

Составитель: учитель – логопед МБДОУ №16

города Невинномысска

Дунаева М.В.

15.01.2016 г.

Маленькие дети часто произносят многие звуки неправильно. Если дефект произношения не исчезнет к 4-5 годам, значит, ребёнок нуждается в специальных упражнениях. Это специальный комплекс артикуляционных, дыхательных упражнений, упражнений для различения звуков и др.

Причины несовершенства звукопроизношения могут быть разные. В любом случае требуется консультация логопеда. Родителям необходимо обратить внимание на то, что же мешает правильному произношению:

— не снижен ли слух у ребёнка;

— может ли правильно ребёнок воспринимать на слух близкие по звучанию звуки:

(«Р.» — «Л», «Ш»- «С», «Щ» — «С», «Л» — «ЛЬ»);

— не нарушен ли прикус. При нормальном прикусе верхние зубы слегка закрывают

нижние;

— достаточно ли подвижен язык ребёнка, может ли он совершать большой объём движений ( вверх- вниз, вперёд-назад, быстро щёлкать);

— хорошо ли развита подъязычная связка;

— достаточно ли развито речевое дыхание;

На эти вопросы вам помогут ответить специалисты: логопед, отоларинголог, врач-ортодонт, хирург — стоматолог.

Поговорим об основных направлениях в работе по формированию правильного звукопроизношения.

  1. Важным этапом является работа по развитию артикуляционного аппарата. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6-8 раз.

Упражнения для губ.

«Улыбка».

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик».

Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка».

Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

«Бублик».

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

Чередование положения губ:

«Заборчик» — «Бублик»; «Улыбка» — «Трубочка».

Упражнения для языка.

«Лопаточка».

Рот открыт. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

«Чашечка».

Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10 секунд.

«Иголочка».

Рот открыт. Узкий длинный язык выдвинут вперёд. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

«Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.

«Трубочка».

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

«Качели».

Рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.

«Катушка».

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

«Лошадка».

Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.

«Маляр».

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой).

«Вкусное варенье».

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«Автомат».

Рот закрыт. Напряжённым кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчётливо произнося: (т-т-т-т-т-т), (д-д-д-д-д-д). Постепенно убыстряя темп.

«Фокус».

Рот приоткрыть. Язык в форме «чашечки» высунуть вперёд, плавно выдохнуть на кончик носа.

Опыт работы показывает, что выполнение данного комплекса упражнений в течение 2-3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

  1. Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Полезно ежедневно выполнять с ребёнком ( в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:

— дуть на лёгкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;

-дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки,

— надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

— сдувать со стола ватные и бумажные пушинки в определённом направлении (игра в «Футбол»);

— дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т. д.

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний лор-органов. Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхательную гимнастику:

Дыхательная гимнастика:

— погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).

— сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

— сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

— при вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счёт постукивания по крыльям носа.

— спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».

— быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раз).

— во время выдоха широко раскрыть рот и, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук (а-а-а-а) (5- 6 раз).

— полоскать горло 1,5%-ным раствором морской ( поваренной ) соли.

  1. При появлении шипящих звуков особое внимание надо уделить различению свистящих и шипящих. У некоторых детей бывают трудности с различением глухих и звонких [с] -[з], [п]-[б], и др. или твёрдых и мягких [л]-[ль], [н]-[нь]. Чтобы не смешивать в произношении эти звуки, надо их различать на слух.

-попросите показать, как жужжит жук (ж-ж-ж), пищит комар (з-з-з), т. е. используя звукоподражания. Занятия необходимо проводить по каждой смешиваемой паре звуков в определённой последовательности: изолированно, затем в слогах, словах, предложениях.

-поиграйте с ребёнком – пусть он поднимет руку или хлопнет в ладоши, услышав звук «ш», «ч», «р» среди разных звуков, в том числе и смешиваемых. Затем также выделите отрабатываемый звук из слогов. Затем из слов: в каких словах живёт жук, а в каких комар: ежжик, ззубы, ззонтик, жжёлуди.

-пусть ребёнок сам придумает слова с заданным звуком.

-предложите ребёнку найти разницу в значении слов (мишка-миска, крыша-крыса, рак-лак, лук-люк, коза-коса и др..

  1. Чёткость звучания, хорошая дикция вырабатываются у ребёнка, который знает много стихов наизусть, которого тренировали в произнесении чистоговорок и скороговорок. Важно, чтобы ребёнок понял, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Вот примерные чистоговорки для закрепления звуков свистящих, шипящих и сонорных звуков.

У Сени и Сани с сетях сом с усами.

Зоя Зине принесла бузину в корзине.

Стоит воз овса, возле воза овца.

В шалаше шесть шалунов.

Жук упал, и встать не может. Ждёт он, кто ему поможет.

Слишком много ножек у сороконожек.

Шёл Стас по шоссе к Саше в шашки играть.

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.

Ученица-озорница получила единицу.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

У гуся усов ищи не ищи-не сыщешь.

Коля колья колет, Поля поле полет.

Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

Лиса по лесу шла, лиса лычки драла, лиса лапотки плела.

Привёз Пров Егорке во двор дров горку.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Гроздья рябины на солнце горят. Рябит от рябины в глазах у ребят.

В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона

5. Предложите ребёнку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом,

приказывая, прося, умоляя, громко, тихо).

  • Милая моя, ты не спишь!

  • Вы ели на завтрак мороженое?

  • Мама купила (купи) виноград.

  • Скорее домой!

  • У нас кончился хлеб.

Подобные задания помогут ребёнку развить речь, воображение, избавиться от скованности.

  1. И, наконец, родителям следует помнить, что от них зависит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы, посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д..

Не заменяйте общение с ребёнком просмотром ТV программ, фильмов!!

Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!