Пора в детский сад.

Это важное событие в жизни малыша. Когда малыш приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы. Всё это, как правило, приводит к изменению поведения ребёнка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. Иногда может повышаться температура без видимых причин. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков, например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается. Но пройдет неделя, другая, и все навыки у него восстановятся. Родителям необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребёнком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть. Родители должны совместно с детским учреждениям приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу приспособится к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье. А чтобы это сделать, надо знать, от чего зависят длительность и характер адаптации. Исследования педагогов медиков (Н.М. Аксарина, Н.П. Жукова) показывают, что характер адаптации зависят от возраста. Наиболее трудно приспособить к новым условиям дети в возрасте от 9 – 10 месяцев до 1 года 8м. – 2лет. В этом возрасте начинают формироваться довольно устойчивые привычки, а возможности к их перестройке ещё нет. После 2х лет приспособление к новым условиям происходит несколько быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов. Дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой. Они хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них уже есть опыт общения с разными людьми. Однако не следует забывать, что дети одного и того же возраста по – разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей их нервной системы. Одни дети в первые дни пребывания в детском учреждении громко плачут, отказываются от пищи, не хотят играть. Но вот проходит два – три дня и ребёнок успокаивается, и у него восстанавливается аппетит, сон, он охотно общается с воспитателям и детьми. Есть дети, которые в первые дни в детском учреждении внешне ведут себя спокойно. Они послушно садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут предложенную им игрушку, но не играют с ней. Когда приходят родители за таким ребенком, он с плачем бросается к ним. Подобные дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Такое внешнее спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться очень долго и привести к заболеванию. На характер адаптации оказывает влияние и то, из каких условий ребенок приходит в детский сад, что меняется в условиях его жизни. Ребенку трудно перестроиться, и наоборот, малыш значительно легче приспособиться к условиям детского учреждения, если в семье он жил по режиму,

который соответствовал возрасту, ему давали разнообразную пищу( жидкую, густую ) у него сформированы необходимые навыки самообслуживания и общения.

Трудности в общении могут быть вызваны и тем, что домашние дети не всегда умеют делиться игрушками. Не спешите обвинять малыша в жадности. Психологи выделяют 3 типа поведения, возникающих в ответ на просьбу взрослого поделиться. В ситуации когда просим поделиться своими игрушками с другими детьми, мы говорим об одолжении, так как игрушки возвращаются малышу после игры. В детском саду эта просьба означает соблюдать очередность, потому что игрушки здесь не принадлежат ребенку лично.

В другом случае мы просим просто отдать что-то, поскольку, когда мы говорим: « Поделись конфетами.» ,ребенок не получит их назад. Поэтому будьте внимательны к тому, что вы требуете от малыша. Избегайте назиданий: « Тебе надо научиться делиться с другими детьми!» — Это всё равно ещё непонятно ребенку и не снимает его недоумение, почему нужно поделиться.

Готовя ребенка к детскому саду, особо следует оценить его навыки и умения в самообслуживании. Научите его одеваться, умываться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть. Отсутствие навыков самообслуживания у ребенка действительно фактор риска для его здоровья. Отсутствие умений в самообслуживании может привести к дискомфортному состоянию, так как привычная потребность ребенка в своевременной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться.

Если родители хотят, чтобы ребенок был спокоен, лучше посоветовать при расставании не показывать своего волнения, беспокойства. Родителям важно знать, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. Проявлять нужно максимум внимания, чуткости. В этот период важно оградить ребенка от дополнительных стрессов, нагрузки на нервную систему ( посещение гостей, магазинов ). Очень большое значение имеет знакомство с типовым режимом детского сада. В приложении даны примерные режимы дня.

Во время адаптации у ребенка возникает переделка сформированных динамических стереотипов и помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление физиологических преград. Для этой цели педагогический коллектив учеников Аксариной разработал психолого-идеологические параметры, которые дают возможность прогнозировать течение адаптации и предполагают индивидуальные подходы к детям в дошкольном учреждении и семье в период адаптации.

Подходы состояний из трёх блоков:

  1. поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей.

  2. уровень нервно-психического развития.

  3. некоторые черты личности ребёнка (схема дана в приложении)

Данные о ребенке проставляются в баллах либо просто записываются словами.

Анализ показывает, что уже в раннем возрасте наибольшее значение в период адаптации имеет уровень социализации, в частности наличие или отсутствие общения ребенка со сверстниками. Немаловажную роль играет формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать « проблемы» в игре.

Во время адаптации воспитатель фиксирует наблюдения за поведением каждого ребенка в листе адаптации до тех пор, пока не нормализуется его поведение.( примерные листы даны в приложении).

Важно провести анализ течения процесса адаптации в группе. Для этой цели надо проанализировать, какова была готовность каждого ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение и как протекало привыкание под наблюдением воспитателя, психолога, врача (примерная схема дана в приложении).

Ученые Р.В.Тонкова-Ямпольская, Т.Я.Черток выделяют лёгкую адаптацию, при которой отрицательное эмоциональное состояние ребенка длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям всё нормализуется.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

Самой нежелательной является тяжёлая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда-нибудь, сидит в приёмной и зовет маму и т. д.) Такая адаптация отрицательно влияет как на его здоровье, так и на развитие ребенка.

Исследования педагогов, медиков ( Н.М.Аксарина, Н.П.Жукова, Р.В.Тонкова-Ямпольская и др.) показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:

— возраста ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2 лет.

-состояние здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

-индивидуальных особенностей. По данным Н.М.Аксариной, дети даже одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду.

-биологических и социальных факторов. К биологическим факторам Р.В.Тонкова-Ямпольская, Т.Я.Черток относят токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания в первые месяцы жизни, а также частые заболевания до поступления в детское учреждение. К социальным факторам относят условия жизни в семье.

-уровня тренированности адаптационных механизмов. Малыши, которые до поступления в сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п.) легче привыкают к дошкольному учреждению.

-опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми.( по данным Н.Д.Ватутиной, К.П.Печора ).Важно , чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослым ,умение положительно относиться к требованиям взрослого(идти спать, принимать пищу, убирать за собой игрушки).На характер адаптации оказывает влияние степень сформированности умений и навыков самообслуживания(умение самостоятельно принять пищу, одеваться, раздеваться, проситься в туалет и т. д.)

Воспитатели группы с помощью анкетирования (примерные анкеты даны в приложении), бесед с родителями, посещения на дому выясняет, в каких условиях воспитывался малыш, как его зовут ласково дома, какие у него привычки, особенности, любимые игрушки,занятия. В период адаптации необходимо приблизить условия детского учреждения к домашним.

По каким же признакам можно судить о том, что период адаптации закончился?

По данным Н.М.Аксариной, Р.В.Тонковой-Ямпольской, объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение и соответствующая возрасту прибавка в весе.