Цель:

убедить родителей в важности побуждения детей к активной речи.

Повышение педагогической грамотности родителей в области развития речи детей.

Задачи:

познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста;

рассказать о значении игры в развитии ребёнка;

предоставить информацию об игровых формах развития речи.

План:

Теоретическая часть.

— Речь детей раннего возраста.

— Обсуждение результатов анкетирования.

— Значение игры в развитии ребёнка.

Практическая часть.

Формирование звукопроизношения:

1) Игрушки для развития дыхания;

2) Артикуляционная гимнастика;

3) Чистоговорки;

4) Игра «Кто как кричит».

Обогащение словарного запаса:

1) Игра «Мишка»;

2) Игра «Назови одним словом»;

3) Игра «Игры — загадки»;

4) Игра «Подбери по форме»;

5) Игра «Подбери по цвету»;

6) Игра «Вопросы»;

7) Игра «Чего не стало?»

Развитие мелкой моторики:

1) пальчиковые игры;

2) игры с предметами.

Ход семинара.

Добрый вечер, Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на семинар. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, поэтому я привлекла вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии таких познавательных процессов, как речь через различные игровые виды деятельности.

Развитие речи.

Словарный запас.

Умения называть существительные — названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, транспорта, овощей, фруктов, домашних животных и их детёнышей (кто это? Что это);

Обозначать прилагательные – цвет, величина, вкус, температура (какой? Какая).

Называть глаголы – обозначающие трудовые действия; действия противоположные по значению, характеризующие взаимоотношения людей (плакать – смеяться, радоваться – огорчаться) что делает? Что можно с ним сделать?

Использовать наречия – близко, далеко, высоко, темно, холодно и др.

Грамматический строй речи.

Употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам; согласовывать существительные и местоимения с глаголами; использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под); употреблять в речи вопросительные слова.

Связная речь.

Умение отвечать на вопросы по содержанию картины: во что одет? Кому? Какой? Куда? Составлять короткий рассказ совместно со взрослым; составить рассказ из личного опыта. Пользоваться словами речевого этикета.

Звукопроизношение.

Чёткое артикулирование звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных); умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

Значение игры в развитии ребёнка.

По Л. С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка, разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка – дошкольника.

Подбирая игры для детей, важно определить цель, правила и предполагаемый результат.

Для того, чтобы игра принесла пользу необходима творческая активность детей, целесообразное содержание правильное использование игрушек и наглядных материалов. Участвуя совместно, взрослый контролирует ее процесс, и от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые игры, зависит успех предполагаемого результата.

Формы развития речи.

Формирование звукопроизношения

1) Развитие речевого дыхания.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

Игрушки для развития речевого дыхания дыхания: свистульки, дудочки, мыльные пузыри, надувание шарика, дуть на ветрячок, дуть на ватные комочки;

Воспитатель показывает «Чудо – зонтик».

— «Веселый зонтик» оборудован для проведения дыхательной гимнастики: в зависимости от времени года и проводимого занятия, на зонтике меняются подвижные элементы (снежинки, капельки, цветочки, бабочки и т. п.).

(видео «Игры с пеной», «чудо-зонтик»).

2)Артикуляционная гимнастика;

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Рекомендации к проведению упражнений:

— Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?

— Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

— Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Воспитатель вместе с родителями выполняет комплекс артикуляционной гимнастики, раздаёт листы с комплексом для занятий дома (приложение).

3)Чистоговорки.

— Чтобы помочь малышу автоматически произносить некоторые звуки, закрепить правильное их звучание, очень удобно, интересно и весело использовать детские чистоговорки. Многократное повторение коротеньких стихов поможет ребенку освоится и уже не задумываться, где же находится его язычок во время произнесения слов.

Воспитатель вместе с родителями проговаривают предложенные чистоговорки, раздаёт листы с чистоговорками для занятий дома (приложение). Показ видео – чистоговорки.

4) Игра «Кто как кричит».

— Чтобы побуждать ребёнка произносить разные звуки, можно в процессе игры с фигурками домашних животных показывать малышу, как издают звуки животные. Когда ребёнок освоит звукопроизношение, животных можно спрятать их в домик и попросить ребёнка показать звуком разных животных. Какого животного ребёнок показал, то «выходит» из домика.

Обогащение словарного запаса.

Игра «Назови одним словом» Цель: закрепление в речи детей обобщающих понятий. Описание игры Воспитатель демонстрирует детям каждую грань куба с прикрепленными к ним предметными картинками. Задача детей назвать картинки, изображенные на одной грани куба, одним обобщающим словом.

Игра «Подбери по цвету» Цель: закрепление представлений о цвете и использования в речи детей

качественных прилагательных. Описание игры Педагог предлагает детям прикрепить к каждой грани куба картинки с изображением предметов, растений того же цвета, что и грань.

Игра «Игры — загадки» Цель: расширение словаря прилагательными. Описание игры Педагог загадывает какое-нибудь животное, перечисляя его признаки. Например: бурый, косматый, неуклюжий и т. д. Ребенок должен отыскать картинку с изображением животного, отвечающего данной характеристике. Если выбор верен, ребенок прикрепляет картинку к кубу. Условия измениться: педагог выбирает картинку, а ребенок дает характеристику изображенному на ней животному или предмету.

Игра «Чего не стало?» Цель: упражнение детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа, развитие внимания. Описание игры. Воспитатель выставляет перед детьми куб с прикрепленными к его граням картинками, предлагает посмотреть на картинки и запомнить их. После этого просит детей закрыть глаза, а сам убирает одну картинку. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос «Чего (кого) не хватает?». Ответы должны быть полными: «Не стало рубашки.» и т. п.

Игра «Мишка». Цель: упражнение детей в образовании существительных именительного падежа, единственного числа. Описание игры: К детям приходит Мишка (его держит воспитатель). Мишка задаёт вопросы: что это? Кто это? Дети отвечают на вопросы. Ответы должны быть полными: «Это мяч.» и т. Д.

Игра «Вопросы».

Воспитатель проводит игру с родителями. Родители стоят в кругу, воспитатель бросает каждому мяч и называет вопрос.

Вопросы:

— у нас есть руки?

— у машины есть колёса?

— что мы одеваем на голову?

— у собачки есть лапки?

— колёса у машины квадратные?

— у кошки есть рожки?

— на чём можно летать?

— корова живёт в лесу?

— варенье сладкое или горькое?

— днём светло или темно?

— деревья высокие или низкие?

— камни твёрдые или мягкие?

— кто умеет плавать?

— снег холодный или горячий?

— сколько у нас ног?

-когда мы просыпаемся?

— когда ложимся спать?

Развитие мелкой моторики:

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал : «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

М. М. Кольцова особо подчёркивает, что влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области.

Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста.

Пальчиковые игры.

Воспитатель вместе с родителями играет в пальчиковые игры (приложение). Показ видео – пальчиковые игры.

Игры с предметами.

— Браслеты из пуговиц (показ видео);

— игры с прищепками (показ видео);

— игры с природным материалом (показ видео «Играем с природным материалом);

— геометрические фигуры из ткани (показ видео: игра «геометрические фигуры»);

— развивающие игрушки своими руками: домики, цветик – семицветик, чудо-дерево;

— игры с крупами, макаронами, семенами.

Воспитатель предлагает смастерить что-нибудь из макарон, различных семян и солёного теста.

Воспитатель раздаёт памятки – советы по развитию речи детей; предлагает родителям нарисовать личико – смайлик, чтобы понять их настроение.