Составитель: воспитатель МБДОУ №16 г. Невинномысска

Марченко И.Г.

Методическая часть проекта:

Тема проекта — «Правила безопасности»

Актуальность темы. Проект посвящен актуальной  проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в жизни. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция перед опасными жизненными ситуациями. Дети не могут принимать самостоятельно решение, в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.

Помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, на улицах города, дома — научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.

Правильно говорили в старину: «Берегись бед, пока их нет».

Автор проекта: Марченко И. Г., воспитатель МБДОУ №16 «Ручеёк»

Вид проекта.  Информационно-творческий, групповой.

Продолжительность проекта – средней продолжительности (18.04. по 17.05 2016 год)

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.

Цель проекта. Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в опасных для жизни ситуаций. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта.

Образовательные. Учить применять правила безопасности. Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Учить детей видеть дорожные знаки и соблюдать правила на дороге.

Развивающие

Стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях. Формировать умение реально оценивать возможную опасность. Развивать творческие способности дошкольников

Воспитательные

Воспитывать чувство осторожности и самосохранения. Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Практические

Прививать практические навыки поведения детей в определённых опасных ситуациях в быту, на улице. Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания. Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта. Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.

Выполнение проекта проводилось в четырех направлениях:

работа воспитателя с детьми; самостоятельная деятельность детей; работа воспитателя с родителями; совместная деятельность родителей и детей.

Особенностью проекта является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей, что прослеживается в содержании проекта и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей.

«Социально — коммуникативное развитие», «Речевое развитие» — дети взаимодействуют друг с другом, общаются, задают вопросы, участвуют в беседе, читают стихи, пересказывают сообщения по теме, участвуют в сценке.

«Познавательное развитие» — получают  информацию из разных источников, с помощью родителей подбирают материалы, инструменты для создания продукта.

«Художественно – эстетическое» — совершенствуют умения в рисовании, лепке, аппликации, прикладном искусстве, поют песни.

«Физическое развитие» — играют  в подвижные игры по данной теме.

 Продуктами проектной деятельности являются:

выставки детских работ; игрушечный транспорт различного функционального назначения; аптечка для оказания первой помощи; карточки с телефонами служб спасения; фотографии НОД; индивидуальные компьютерные презентации детей; листовки «Правила безопасности на дороге», «Один дома», «Безопасность на природе», «Осторожно — огонь!»

Принципы

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда», «дети – пожарная безопасность», «дети – личная безопасность». Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип возрастной безопасности. С детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов; правила пожарной безопасности; соблюдение правил личной безопасности.

4. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.

5. Принцип самоорганизации и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.

Система работы по формированию основ безопасности детей старшего дошкольного возраста

I Этап. Уточнение и систематизация знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту и на дороге преимущественно через дидактические игры.

II Этап. Усвоение умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними.

III Этап. Практическое закрепление изученных знаний с доступными потенциально опасными предметами.

Совместная деятельность в режимных моментах: дидактические игры; чтение художественных произведений; личный пример; обучающие игры по инициативе воспитателя (сюжетно-дидактические); занятия-развлечения; подвижные игры; занимательная деятельность.

Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций; художественная деятельность; сюжетно-ролевые, театрализованные, настольно-печатные игры; игры на воздухе, с водой.

Методическое сопровождение и оборудование

  1. Организация предметно-развивающей среды для ознакомления детей с основами безопасности.

  2. Подборка наглядно-иллюстрированного материала.

  3. Картотека дидактических, подвижных игр.

  4. Конспекты бесед, занятий.

  5. Подборка художественной литературы.

  6. Консультационный материал для педагогов.

  7. Консультационный материал для родителей.

  8. Обобщение и распространение наработанного материала.

  9. Мультимедийное оборудование, музыкальный центр.

Предполагаемые результаты:

Осознание детьми значимости безопасности дома и на улице.

Приобретение будущими школьниками устойчивых навыков безопасного поведения.

Развитие познавательной активности детей.

Усвоение детьми позитивного социального опыта реализации собственных замыслов.

Усвоение детьми необходимых знаний по теме «Безопасность».

Уметь с помощью родителей находить оригинальные решения в создании индивидуальных компьютерных презентаций; листовок «Правила безопасности».

Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Изменение отношения родителей к данной проблеме.

Вывод:

В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.

Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.

Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер.

Перспективы на будущее

  • Обогащение развивающей среды для работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.

  • Выступление на педагогическом совете в ДОУ с целью ознакомления с результатами системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

  • Формирование массовой культуры безопасности у всех участников образовательного процесса.

Литература:

  1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. — 160 c.
  2. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей /- М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
  3. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

  4. Ребенок один дома: Правила безопасности в стихах. – М: Дрофа, 2011. – 28с.

  5. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста: ТЦ Сфера, 2007 г.

  6. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: «ТЦ Сфера», 2009.

Ход групповой презентации:

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые гости, мы рады приветствовать Вас на проекте в старшей группе «Правила безопасности». Проект у нас проходил один месяц – дети углубленно изучали материал по безопасности; ходили на экскурсию в библиотеку; учили стихи, песни; дома вместе с родителями готовили индивидуальные презентации, а также листовки «Правила безопасности».

Ребёнок: Мы покажем вам программу интересную,
Хоть и тема всем покажется известная,
Изучают все сегодня, без сомнения,
Безопасность в дошкольном учреждении.

Ребёнок: Безопасная формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть!

По возможно все избежать,

А где надо и взрослых на помощь позвать.

Ребёнок: На улице будьте внимательны, дети.

Твердо запомните правила эти.

И выполняйте их строго всегда,

Чтоб не случилась с вами беда

Ребёнок: Как правильно переходить улицу?

Дорогу так перехожу:

Сначала влево погляжу

И, если нет машины, иду до середины.

Потом смотрю внимательно направо обязательно

И, если нет движения, шагаю без сомнения!

Ребёнок: Индивидуальная презентация «Правила поведения на дороге»

Песня «Правила дорожного движения»

Ребёнок: Индивидуальная презентация «Правила поведения на природе»

Родитель: Пока еще растет малыш, и в школу ты не ходишь,

То взрослые тебя всегда, везде с собой за руку водят.

За безопасностью следят: чтоб не было ушибов,

Чтоб не поранился ничем и из окна не выпал.

Но повзрослел уже малыш и вдруг один ты дома

Ты знаешь как себя вести? Тебе это знакомо?

Ребёнок: Индивидуальная презентация «Один дома»

Физминутка «Я потерялся»

Родитель: Игра «Доскажи словечко»

1. Дома острые ножи ты на полку … (положи).

2. Если ножницы достал — убери, откуда …(взял).

3. Не раскидывай иголки положи их все на …(полку).

4. Бритвы, ножницы, ножи не хватайте, малыши!
Ничего опасней нет, чем заточенный ….(
предмет).
5.
Если в дверь звонит звонок – посмотри сперва в … (глазок).

6.Кто пришел к тебе, узнай — но чужим не… (открывай).

7. Если в дверь начнут ломиться – то звони скорей в (полицию).

8.Не подходи к плите, дружок, ты можешь получить… (ожог).
Ребёнок: Что делать, если увидел пожар?
Дым и огонь не к добру, так и знай,
Взрослых на помощь скорей призывай,
И в «01» поскорее звони:
Срочно пожарных! Помогут они!
И под кроватью не прячься – учти,
Что от огня просто так не уйти.
Не оставайся в квартире с огнём,
А выбирайся доступным путём:
Мокрым шарфом нос и рот завяжи,
К двери входной через дым поспеши!

Ребёнок: Индивидуальная презентация о пожарной безопасности

Родитель: Игра «Доскажи словечко»

1. Если дома появился сильный дым, Набери по телефону …(01).

2. Если младшие сестренки зажигают дома спички,

Что должны вы предпринять? Сразу спички…(отобрать),

3. Пальчик или гвоздик в розетку не совать –

Электричество опасно. Это каждый должен…(знать).

4. Пламя прыгнуло в траву, кто у дома жёг… (листву)

5. Побежал огонь во двор это кто там жёг …(костёр)

6. Кто бросал в траву при этом незнакомые…(предметы).

7.Дым увидел – не зевай и пожарных…(вызывай)

8.Помни каждый гражданин, этот номер …(0 1).

Ребёнок: Если получишь ожог, окажи себе помощь сам.
Если руку ты обжёг, потерпи, не плачь, дружок!
Под холодною струёй боль сними и успокой,
Маслом смажь ожог, потом и прикрой его бинтом,
Иль салфеткой оберни – и врачу скорей звони!

Песня «Правила безопасности».

Воспитатель: Игра «Да или нет»

Слушайте внимательно. Когда я скажу вам «Детям можно…», вы должны подумать и ответить: если это вам можно и разрешается делать, произносите «да» вместе с хлопками в ладоши. Если это не разрешается, отвечаете «нет» и топаете ногами.

— Раз, два, три! Начали! Детям можно…

Играть со спичками; играть в куклы; играть с ножом; включать плиту на кухни; ремонтировать испорченный электрочайник; открывать незнакомым дверь; рисовать; играть на проезжей части; забивать гвозди; ловить пчёл, ос.

Ребёнок: Индивидуальная презентация «Куда звонить при возникновении экстренных ситуаций»

Воспитатель: Закончить нашу встречу хочу словами Л. Кулигина:

Ты помни правила всегда,

Чтоб не случилась вдруг беда,

И неприятность не пришла.

Ты должен их не только знать,

А постоянно выполнять!