Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми комбинированной группы по лексической теме: «Школа. Школьные принадлежности».

Составитель:

учитель- логопед МБДОУ №16

г. Невинномысска

Дунаева М.В.

Коррекционно — образовательные цели: Расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, активизация словаря по теме «Школа. Школьные принадлежности» (школа, класс, перемена, учеба, учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш, линейка, краски, альбом, портфель, циркуль, резинка, фломастер, Букварь; школьный, пришкольный, дошкольник)

Совершенствование грамматического строя речи (совершенствование навыков словообразования). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, навыков составления и чтения слов. Автоматизация всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности.

Коррекционно — развивающие цели: Развитие связной речи, всех видов восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Воспитательные цели: Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, самостоятельности, бережного отношения к предметам, сделанным людьми. Формирование готовности к школе.

Оборудование: проектор для демонстрации презентации с изображением школьных принадлежностей, картинки изображающие школьную столовую, пришкольный участок, детей дошкольного возраста, карандаши для штриховки, предметные картинки школьных принадлежностей на листе формата А4, резиновый мяч среднего размера, музыкальный центр.

1. Организационный момент.

Логопед: Рассмотрите картинки, изображенные на экране и составьте из них пары так, чтобы название второй картинки начиналось с последнего звука названия первой картинки.

Дети: Букварь – резинка.

Ручка альбом.

Фломастер ранец.

Дневник карандаш.

Глобус — скрепки.

Кисть тетрадь.

Циркуль — линейка

-Отлично вы справились со сложным заданием. И думаю вы догадались, что сегодня мы будем говорить о школе

2. Логопед: Теперь мы начнем говорить о школе и школьных принадлежностях. Расскажите, для чего нужны школьные принадлежности, изображенные на экране.

Дети:

  • Букварь нужен для того, чтобы учиться читать.

  • Резинка нужна для того, чтобы стирать.

  • Ручка нужна для того, чтобы писать.

  • Альбом нужен для того, чтобы рисовать в нём.

  • Фломастер нужен для того, чтобы рисовать.

  • Дневник нужен для того, чтобы записывать домашнее задание.

  • Циркуль нужен для того, чтобы чертить им круги.

3. Логопед: Давайте образуем слова одной семейки от слова «Школа». Игра «Семейка слов». (Дети рассматривают изображение на экране: пришкольный участок, школьная столовая, дошкольники, школьники в классе).

4. Логопед: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Жадина». (закрепление в речи местоимений: мой, моя, мои)

5. Упражнение «Переменка» (Развитие общей моторики, координации речи с движением. Автоматизация правильного произношения всех поставленных ранее звуков)

Логопед: Уважаемый портфель, наши дети очень любят играть в разные игры, сейчас во время перемены поиграем с пальчиками.

Переменка ! Переменка! Дети двигаются по кругу друг за другом,

выполняя поскоки.

Отдохните хорошенько:

Можно бегать и шуметь, Бегут по кругу.

Танцевать и песни петь, Выполняют танцевальные движения.

Можно сесть и помолчать, Приседают.

Только – чур! – нельзя скучать! Выполняют прыжки на носочках.

Руки держат на поясе.

А.Шибаев.

6. Большой – маленький (пенал, тетрадь, альбом, карандаш, кисть, дневник, портфель, книга)

7. «Скажи наоборот» (на магнитной доске школьные принадлежности в картинках)

8. А теперь разложим школьные принадлежности по портфелям. Игра «Собери ранец» (Совершенствование навыка слогового анализа слов).

Логопед: Я предлагаю вам представить себя настоящими первоклассниками. Сейчас, вы мне соберете в один портфель все предметы, названия которых делятся на три слога, а в другой — все школьные принадлежности, в названиях которых два слога.

На столе расположены школьные принадлежности (бук-варь, пе-нал, тет-радь, у-чеб-ник, ли-ней-ка, ка-ран-даш, ре-зин-ка) и два портфеля.

Логопед: Молодцы, хорошо справились с заданием я очень рада.

9. Звуковой анализ слова «Школа».

Логопед: Ребята, куда вы осенью пойдете? (Ответ детей).

Логопед: Отлично! Теперь прочитайте слово, которое изображено на экране.

Сколько звуков в слове «Школа»?

Сколько гласных? (две)

Сколько согласных? (три)

Назовите первый согласный звук? (ш)

Назовите второй гласный звук? (а).

Придумайте предложение со словом «школа».

-А сейчас каждый из вас получит картинку с изображением школьных предметов, а вы должны ее заштриховать. (Штриховка предметных картинок).

10. Чтение стихов В. Берестова о школьных принадлежностях.

Логопед: Так как вы будущие первоклассники, значит должны уметь рассказывать у доски выполненное домашнее задание. Я давала вам задание выучить стихотворение о школьных принадлежностях, и сейчас проверим, как вы справились с домашним заданием. Дети читают четверостишья (закрепление раннее поставленных звуков, автоматизация правильного произношения всех поставленных звуков).

Итог занятия. (Оценка работы детей).

Логопед: И в завершение нашего занятия я предлагаю исполнить песенку всех первоклассников — «Чему учат в школе»