Консультация для педагогов: «Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице».

Заместитель заведующей по УВР

МБДОУ №16

Шенцова Е.В.

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости движения — одна из причин дорожно-транспортных происшествий. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Происходит это потому, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое зачастую ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах. Именно поэтому дорожно- транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Правила дорожного движения едины для всех, хотя написаны «взрослым’’ языком без расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Большое значение имеет профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Правила для пешеходов и пассажиров

  • Для выполнения ПДД пешеходам необходимо знать некоторые дорожные знаки.

  • Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, а где их нет, —

  • по краю проезжей части (вне населенных пунктов — навстречу движению транспорта).

  • Все участники движения обязаны быть внимательны к окружающей обстановке и ее изменениям, взаимно предупредительны и не создавать помех движению.

  • Переходить улицу следует шагом в тех местах, где имеются линии или указатели переходов, а где их нет, на перекрестках улиц по линии тротуаров или обочин.

  • При наличии пешеходных тоннелей или мостиков — пользоваться только ими.

  • Автомобильную дорогу вне населенного пункта разрешается переходить под прямым углом только на участках, где она хорошо просматривается в обе стороны.

  • Прежде чем переходить улицу (дорогу), пешеходы должны убедиться, что это безопасно; запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту.

Особую осторожность следует соблюдать при обходе транспортных средств и препятствий, ограничивающих обзор проезжей части:

  • -Трамвай надо обходить всегда спереди.

  • — Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода улицы (дороги) можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или разрешающем жесте регулировщика, стоящего к пешеходам боком.

  • Ждать автобус, троллейбус, трамвай, такси нужно на специальных посадочных площадках, а там, где их нет, — на тротуарах (обочине дороги).

  • -Ездить на велосипедах по улицам и дорогам разрешается лицам с 14 лет. Дети до 14 лет должны кататься во дворах, на территории игровых площадок.

  • -В транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам.

Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у них ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь именно отсутствие этих качеств становится причиной трагедий на дорогах.

Но работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями — это можно, а так нельзя. Главная ее цель — формирование у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на улице. Она реализуется путем решения нескольких задач:

  • усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

  • формирование у них качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки (ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов);

  • развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД следует иметь в виду три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:

  • ребенок — пешеход:

  • ребенок — пассажир городского транспорта;

  • ребенок — водитель детских транспортных средств (велосипеда, санок, роликов и др.).