Составители: воспитатель МБДОУ №16 г. Невинномысска

Гайворонская Е.П.

Воспитатель МБДОУ №16 г. Невинномысска

Зубрицкая Т.В.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Тип проекта: опытно-экспериментальный, познавательный.

Участники проекта: дети второй младшей группы.

Цель проекта: рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояния воды.

Задачи:

1. Формирование элементарных представлений о свойствах воды (вода может быть холодной, теплой, горячей; вода прозрачная; воду можно переливать; некоторые предметы в воде тонут, а некоторые не тонут, водой мы умываемся, стираем белье, готовим еду, купаемся летом в озере и т. д.).

2. Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (наступила весна, бывают дожди, грозы, текут ручьи, светит солнце, прогревается земля, растут цветы и другие растения, растениям и животным нужна вода).

3. Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

4. Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Алгоритм разработки проекта.

Подготовительный этап.

1. Выбор темы проекта.

2. Определение целей и задач, составление плана работы.

3. Подбор материала, уточнение имеющейся информации.

Практический этап /формирование специфических знаний, умений, навыков/.

1. Образовательная область «Познавательное развитие»:

— беседы;

-решение проблемных ситуаций;

— дидактические игры и упражнения

2. Образовательная область «Речевое развитие»

— составление рассказов;

— дидактические игры;

— драматизация сказок

3. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

— загадки, пословицы, поговорки;

— стихи, рассказы, сказки;

— рисование, лепка.

4. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

— дидактические и сюжетно-ролевые игры;

— правила этикета

5. Образовательная область «Физическое развитие»

— пальчиковая гимнастика

— общеразвивающие упражнения

— беседы

— воспитание культуры еды

— дидактические игры

Гипотеза реализации проекта:

Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей, расширяет представления о воде и ее свойствах. А так же, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.

Ожидаемые результаты проекта:

Образовательные:

-формирование представлений детей о природном объекте воде;

-формирование познавательного интереса;

-обогащение словарного запаса;

Воспитательные:

воспитание бережного отношения к воде;

Заключительный этап.

— Сюжетные подвижные игры «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «По мостику» и др.

-Беседы о свойствах воды (вода может быть холодной, теплой, горячей; вода прозрачная; воду можно переливать; некоторые предметы в воде тонут, а некоторые не тонут), о значении воды (водой мы умываемся, стираем белье, готовим еду, купаемся летом в озере и т. д.);

-Разучивание потешек, прибауток, закличек — обращений о воде: «Дожди, дождик, пуще…».

— Рисование «Дождик» (приёмы рисования разных по длине линий (ручейки, дождь), мазков (капельки); « Волны».

-Музыкальные произведения для слушания: «Звуки природы» (темы: ручеёк, волны, дождик). Игры на музыкальных инструментах (на металлофоне «Капельки звенят» (громко- тихо).

В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:

— настольно-печатные игры, разрезные картинки, предметные картинки;

-материалы для дорисовки: «Тучи на небе», «Капает дождик», «Радуга-дуга»;

— атрибуты для сюжетных и самостоятельных игр детей «Купаем игрушки» и др.

— книги для рассматривания и детского чтения (Е.Благинина «Дождик», Ю.Мориц «Ручеёк», И.Токмакова «Глубоко ли, мелко», «К.Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Б. Житков «Как слон купался», К. Ушинский «Уточки», В. Бианки «Купание медвежат» и др.

-иллюстрации, отражающие свойства и значение воды, разное состояние воды;

— наборы для опытов и экспериментов с объектами живой природы (для комнатных растений нужна вода), с водой, снегом;

-наборы одежды для кукол;

-наборы-конструкторы для строительства различных построек;

-изобразительные средства (карандаши, краски, пластилин, глина, стеки);

-дидактические пособия для развития мелкой моторики.

Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:

-привлекать ребёнка к играм с водой (переливание из емкости в емкость, искупать куклу и др.);

-выучить любую потешку о воде;

-почитать стихи А. Барто «Мячик», «Зайка», «Кораблик» из серии «Игрушки».

-организовать прогулку к любому водоему, обращая внимание ребенка разное состояние воды, на такое природное явление как «уж тает снег , бегут ручьи….»;

— привлекать ребенка к наблюдению за птицами, животными, которые пьют из лужицы, обращать внимание на необходимость воды для всего живого;

-обращать внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в период дождя, снега.

Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:

Утро:

-рассматривание иллюстраций, книг по теме (иллюстрации дождя, речки, моря);

-постройки из разных деталей крупного конструктора, игровых модулей («Мостик через речку», «Лодочка для Кати» и др.);

-побуждение к рассказыванию о примерах из личного опыта, связанного с водой (купание домашних питомцев, помощь маме в мытье посуды, совместное купание в озере);

обсуждение проблемных ситуаций из личного опыта ребёнка («Что нужно делать, когда идет дождь?»);

-сюжетные игры «Построим корабль», «Постираем кукле платье», «Чаепитие у Мишки» и др.

-рассматривание иллюстрированного материала с изображением водоемов, природных осадков;

— беседы: «Что мы видели на улице?», «Разная вода»; беседы на освоение и запоминание правил здоровьесберегающего поведения на улице («Что оденем в дождик?», «Можно ли ходить

— конструирование из строительного материала (широкие-узкие речки, ручейки, мостики и т.д.);

— беседы о разных состояниях воды, о свойствах воды, о значении воды в жизни человека, животных, растений.

Гигиенические процедуры:

— обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям («Водичка, водичка, умой мое личико…»);

-использование игрового персонажа «Капелька» в процессе формирования культурно-гигиенических навыков: мытьё рук до и после еды, после прихода с улицы и т.п.;

-мыть лицо, пользоваться полотенцем, быть опрятным, замечать погрешности в одежде);

-игровая ситуация «Кукла умывается»; обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям («Водичка, водичка, умой мое личико…»);

-игровая ситуация «Кукла умывается», «Как правильно вымыть руки?»;

Завтрак, обед, полдник, ужин:

— обогащать представления детей о процессе приготовления пищи, о мытье посуды (что нужно сделать, чтобы посуда была чистой?);

-обращение к игровому персонажу при обучении детей правильно пользоваться ложкой, пить из чашки, полоскать рот после еды питьевой водой.

— разговор о пользе различных напитков (соки, компот, простая вода);

— ситуативные беседы о значимости воды для человека (приготовление пищи, мытьё посуды и т.п.).

Прогулка:

-наблюдения за лужами, ручейками, дождем;

— пускание корабликов по ручейкам;

-наблюдения за птицами, пьющими воду из лужицы (обращать внимание, рассматривать, обследовать, называть);

— подвижные игры «Солнышко и дождик»;

«Через ручеек» и др.;

-упражнения на развитие основных движений;

— индивидуальная работа по развитию основных движений;

-образовательные ситуации, помогающие детям осознать разумный способ обращения с предметами, основанный на знании свойств материала, использованного при его изготовлении («Почему в дождливую погоду мы не берём на прогулку книги, мягкие игрушки?»);

-наблюдения за небом (облаками, тучами, солнцем), лужами, ручейками;

Вечер:

— чтение стихов (А.Барто серия «Игрушки».), сказок («Почему кот моется после еды», «Под грибом» и др.);

-прослушивание музыкальных произведений и звуков природы («Звуки дождя», «Шум моря», «Ручейки» муз. Т. Ломовой, «Танец уточек» муз. М. Картушиной);

-приёмы формирования навыков рисования (линии, штрихи, пятна) в самостоятельной изобразительной деятельности («Капельки». «Тучки», «Радуга»);

— сюжетные игры «Построим корабль», «Постираем кукле платье» и др.

Вечерняя прогулка:

-игры-обсуждения «Зачем нужен зонт, сапожки?»;

-беседы на тему «Волшебная вода» (свойства и значение);

-наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»);

— игры с водой «Весёлые кораблики» (дети запускают в ручеёк разные предметы – лодочки, щепочки, кораблики, наблюдают за ними. Делают «волны», «ветер», «отправляют в плаванье» мелкие игрушки);

-подвижные игры: «Через речку», «Убеги от дождя», «Пройди по мостику» и др.