Метод проектов как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.

( из опыта работы воспитателя МБДОУ №16

г. Невинномысска

высшей квалификационной категории

Марченко Ирины Геннадьевны)

Современная система образования находится в ситуации существенных изменений. Образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения  направлен на выполнение социального заказа родителей, общества, государства.

В Концепции модернизации российского образования отмечено, что «развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности».

Перед современными педагогами стоит задача научить дошкольников ориентироваться в  потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов. Особенностью его является специфика организации — необходимость вовлечения родителей воспитанников в совместную исследовательскую работу.

Сегoдня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основная цель которого является развитие твoрческих, коммуникативных, познавательных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Именно поэтому одним из методов, способствующих решению данного вопроса, является проектный метод.

Слово «проект» происходит от латинского слова projects, что означает брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования.

          Под проектом в большинстве источников понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Возникает вопрос: Какова же ценность применения этого метода в работе с детьми?

Процесс использования проектного метода имеет свою специфику, взрослому необходимо наводить ребенка, помогать обнаруживать проблему, провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и привлекать детей к совместному проекту, при этом участие родителей здесь минимальное, опеки и помощи должно быть в меру. Педагог выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт.

Реализация проектной деятельности осуществляется в игровой форме, методом включения детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в  непосредственном  контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, практически полезные дела). Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами познавательного развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Использование метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста решает ряд важных задач:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Работу по проектной деятельности начинаю со второй младшей группы во второй половине учебного года, большую часть участия в проекте на данном этапе отводится родителям и педагогам. Каждая ступень развития ребенка дошкольного возраста имеет свои задачи познавательной деятельности, которые специфичны для каждого возраста. Так, в младшем дошкольном возрасте основными задачами являются такие, как:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте использование метода проекта способствует решению следующих задач:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной познавательно – исследовательской деятельности.

Существуют различные классификации проектов, используемых педагогом в работе с детьми дошкольного возраста. В своей практике наиболее часто использую следующие виды проектов:

  • исследовательские: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде стендов, детского дизайна — проекты: «Покормите птиц зимой!», «Кто у бабушки в деревне живет?»

Основными задачами по реализации данного вида проекта выступают:

  • Развитие познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;
  • Систематизация знаний об окружающем мире;
  • Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.
  • информационно — практико — ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы и др.) проекты «Где прячется здоровье?», «Я человек»

Основные задачи данного вида проекта:

  • Создание условий для формирования нравственных ценностей и ценностей здорового образа жизни;
  • Формирование установок толерантного сознания;
  • Развитие самопознания и положительной оценки.
  • творческие: (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна) — проект «Масленица»

При реализации творческих проектов решались такие задачи, как:

  • Развитие творческого потенциала каждого участника проекта;
  • Овладение различными видами творческой деятельности;
  • Углубленное приобщение к искусству, народному творчеству;
  • Вовлечение в дизайнерскую деятельность.

Анализируя результаты деятельности, после применения проектного метода в своей работе с дошкольниками по развитию познавательных способностей, выявлено, что проекты:

— помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

— помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

— способствуют развитию творческих способностей детей;

— способствуют умению наблюдать;

— способствуют умению слушать;

— способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

— способствуют развитию мышления;

— помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

— развивают воображение;

— развивают внимание, память, речь.

В ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.

В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Данные изменения прослеживаются в динамике результативности освоения образовательной программы дошкольного образования, в частности образовательной области «Познание».

Поводя итог данной работы можно сделать вывод, что использование данного метода в образовательной деятельности дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования – начальной школе.

Список литературы:

1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2.Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.

3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.М., 2008.

4.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7

Презентация к городскому семинару по проектной деятельности