Выступление на педсовете 28.02.2017 год

Тема: «Метод проектов в ознакомлении с социальным миром — как форма взаимодействия с семьями воспитанников»

( из опыта работы воспитателя

МБДОУ №16 г. Невинномысска

высшей квалификационной категории

Марченко Ирины Геннадьевны)

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям

большое человеческое счастье». В.А.Сухомлинский

Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса — поиск рациональных путей взаимодействия. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно изменить за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.

Включенность родителей в процесс подготовки и проживания ключевых событий детсадовской жизни на основе партнерства, соучастия и сотворчества – важная задача реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников на современном этапе дошкольного образования является проектная деятельность.

Что такое взаимодействие педагога с семьями воспитанников? В словаре русского языка по определению С. Ожегова, “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

Деятельность – важнейшая форма проявления активности человека в окружающей действительности.

Проект – это самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанника и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка.

Одной из форм взаимодействия педагогов и родителей являются детско-родительские проекты. Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Обобщение опыта работы: практическое применение теоретических основ взаимодействия с семьями воспитанников через проектную деятельность.

Цель и задачи моей работы в подготовке к детско-родительским проектам:

Цель: объединение усилий педагога и семьи в процессе развития свободной творческой личности детей.

Задачи:

  • Для детей

— формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

— развивать познавательные способности, творческое воображение и мышление, коммуникативные навыки;

— развивать самопознание и положительную самооценку.

  • Для педагога

— подбор соответствующего методического обеспечения по теме;

— организация просвещение родителей с целью повышения их психолого- педагогической культуры;

— привлечение родителей воспитанников к планированию совместной деятельности.

  • Для родителей

— повысить уровень психолого-педагогической культуры;

— повысить заинтересованность в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.

Прогнозируемый результат

  • Дети:

— активно взаимодействуют в процессе совместной деятельности с детьми группы, родителями и педагогом;

— проявляют инициативу в поисковой деятельности;

— положительно оценивают свои возможности.

  • Педагог:

— повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах использования проектной деятельности в воспитании, обучении и развитии дошкольников;

— разработка серии проектов для детей;

— пополнение развивающей среды в группе.

  • Родители:

— повышение активности взаимодействия с педагогами в воспитательно-образовательном процессе.

Мною разработано и реализовано не малое количество детско-родительских проектов:

  1. В старшей группе «Где найти здоровье?».

Цель проекта: Прививать культуру здорового образа жизни. Воспитывать бережное отношение к себе и окружающим.

Роль родителей в реализации проекта

Изготовление: макета «Пословицы и поговорки о здоровье», карточек «Правильное питание», ширмы «Если хочешь быть здоров-закаляйся!»; выпуск газет «Моя дружная спортивная семья»; Изготовление оформления и атрибутов для театрализованных представлений.

Продукт проектной деятельности:

Рисунки и творческие поделки детей; макет солнца «Здоровья»; альбом «Виды спорта»; плакаты «Мой режим дня», «Чистота-залог здоровья!»; выставка «Средства личной гигиены». Совместное участие родителей и детей в играх «Угадай по запаху», «Определи на вкус»; презентации проекта: театрализованной сценке «Витамины».

  1. В подготовительной группе «Я — человек».

Цель: Обратить внимание ребёнка на самого себя, на своё тело, свой организм, на свои возможности и способности.

Участие родителей в проекте.

Помощь детям в подготовке к проекту, изготовление наглядно-дидактических пособий из бросового материала «Органы человека», оформление папки «Я — человек!»; изготовление анатомического фартука.

Продукт проектной деятельности. Папка «Я — человек!». Выставка поделок и рисунков из разных материалов » Познай себя » (совместное творчество). Анатомический фартук с изображением внутренних органов. Выставка «Мир открытий» (обобщить и продемонстрировать фото иллюстрационный материал, накопленный в работе над проектом).

  1. Во второй младшей группе «Покормите птиц зимой».

Цель проекта: Способствовать накоплению детьми ярких впечатлений о природе, обогащая представления детей о зимующих птицах в нашей местности.

Совместная деятельность родителей и детей в ходе реализации проекта.

Конкурс «Самая оригинальная кормушка» (изготовление родителями вместе с детьми кормушек из бросового материала); сбор корма для птиц «Кто, что любит?»; выставка «Берегите птиц» (поделки птиц с использованием природного, бросового и других материалов); акция «Покормим птиц вместе с детьми». Завершение проекта была презентация с участием родителей «Покормите птиц зимой».

  1. В средней группе «Что у бабушки на огороде растёт?»

Цель проекта: обогатить знания и представления детей об овощах, их свойствах, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Роль родителей в реализации проекта:

Домашнее задание сделать фотографии в летний и осенний период на тему «Что у бабушки на огороде растёт?» Оформление альбомов. Изготовление атрибутов для проекта. Активное участие в презентации проекта «Что у бабушки на огороде растёт?»

Продукт проектной деятельности: альбом «Овощные загадки», просмотр фото на мультимедийном оборудовании «Что у бабушки на огороде растёт?» (фотографии детей летом и осенью на огороде у бабушки), выставка поделок и рисунков «Чудеса с огорода».

  1. В средней группе «Красивая улыбка — здоровые зубы!»

Цель: дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья; выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки.

Роль родителей в реализации проекта:

Помощь детям в подготовке к проекту, сбор информации по теме. Изготовление атрибутов для проекта. Индивидуальная презентация «правила ухода за зубами». Активное участие в презентации проекта «Красивая улыбка — здоровые зубы!»

Продукт проектной деятельности: Альбом загадок, стихов, пословиц и поговорок о зубах; фотоальбом «Мы чистим зубы» (детские фотографии); коллективный коллаж «Здоровая улыбка»; выставка детских рисунков и поделок; групповая презентация в слайдах «Красивая улыбка — здоровые зубы!»

  1. В старшей группе «Правила безопасности»

Цель проекта. Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в опасных ситуаций.

Роль родителей в реализации проекта:

Помощь детям в подготовке к проекту, помощь детям в создании индивидуальных компьютерных презентаций в слайдах, участие в итоговом мероприятии «Правила безопасности».

Продуктами проектной деятельности являются:

выставки детских работ; игрушечный транспорт различного функционального назначения; индивидуальные компьютерные презентации детей в слайдах «Правила безопасности на дороге», «Один дома», «Безопасность на природе», «Осторожно — огонь!», «Куда звонить при возникновении экстренных ситуаций»

Реализация проектов осуществлялась в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды и тесном взаимодействии с родителями. В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Оригинальность детско – родительских проектов заключается в том, родители здесь выступают как активные участники. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. При подготовке мероприятий каждый родитель проводит большую индивидуальную работу со своим ребёнком: разучивает с детьми стихи, готовит костюмы и атрибуты для инсценировок, участвует в оформлении, оказывает помощь в составлении индивидуальных презентаций. Такие мероприятия замечательны еще и тем, что они вызывают интерес родителей, способствуют их сплочению, приобретению опыта партнерских отношений. Проведенное с детьми время на совместных мероприятиях помогает межличностному общению и взаимопониманию.

Положительное влияние проектной деятельности:

Родители:

  • Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями.

  • Активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей.

  • Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

  • Создание не только внутрисемейной, но и межсемейной дружеской атмосферы.

  • Повысился рост посещаемости родителями мероприятий проводимых в ДОУ.
  • Сформировалось положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.

Дети:

  • Расширение знаний детей об окружающем мире;
  • Развитие общих способностей детей — познавательные, коммуникативные, творческие, регуляторные;
  • Приобретение необходимых социальных навыков;
  • Игровая деятельность детей становится более разнообразной, сложно структурированной;
  • Повышение личностного роста дошкольников, который выразился в

стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

Педагог:

  • Находится в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение;
  • Ежедневный творческий и личностный рост.

Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в мировоззрении родителей, они стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Около 80% посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива», 2013.

2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.

3. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей/ авт. сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2014.

4. Современные технологии обучения дошкольников/ авт. сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2014.