Нравственно – трудовое воспитание в ДОУ.

Воспитатель МБДОУ №16

Чубова Л.А.

04.12.2013 г.

Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством для формирования культуры межличностных отношений. Нам, родителям и педагогам, конечно, хочется, чтобы наши дети стали настоящими людьми, любили труд, были счастливы.

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком». Отношение к труду во многом зависит от того, какое значение придаем этому мы, педагоги.

Воспитатель осуществляет широкую программу трудового воспитания. Он формирует знания о трудовых процессах (цели, материалах и инструментах, трудовых действиях и результате) и их направленное (получение общественно полезного продукта), формирует необходимые для участия в труде умения. Эти знания и умения обеспечивают успешность самостоятельного труда детей.

Овладение навыками оказывает непосредственное влияние и на формирование личностных качеств, например самостоятельности. Ребенок становится способным не только сам умыться, раздеться, протереть пыль, убрать игрушки на место. Но и помочь другим детям. Это позволяет ему не только утвердиться в коллективе в качестве умелого и отзывчивого товарища, но и приобрести уверенность в себе, в своих возможностях.

Учитывая, что игра для дошкольника основной вид деятельности, что вся его жизнь связана с игрой, возможно, соединять трудовые действия ребенка с игрой, если он, включая игровые элементы, не нарушает правила трудовой деятельности. Например, убирая участок, дети воображают себя дворниками, грузчиками, водителями машин. Надо побуждать детей к тому, чтобы они по собственной инициативе принимались за труд, обеспечивающий игру: изготовление игрушек и оборудования, их ремонт.

Организуя трудовую деятельность, следует помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным, результативным, посильным. Дети должны понимать общественную пользу труда.

В детском саду дети выполняют различные виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд.

Самообслуживание— труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, одевание, снимание и надевание одежды в определенном порядке, расстегивание и застегивание пуговиц, складывание одежды. Перед ребенком ставится конкретная цель, достижение которой ему понятно и жизненно необходимо. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы: оделся – можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно идти заниматься.

Обслуживая себя, ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия.

За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию, огромное значение придается длительным обязанностям и бытовому труду. Одна из форм организации caобслуживания старших дошкольников; включение их в обучение детей более младших групп элементарным умениям. Так, семилетки помогают малышам овладевать некоторыми правилами самообслуживания. Это очень важно, потому что постоянные поручения повышают чувство ответственности, дают возможность ребятам ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывая необходимую для обучения в школе жизни привычку к трудовому усилию.

Хозяйственно-бытовой трудосуществляется с учетом возрастных особенностей детей. Воспитатель опирается на большое стремление малышей к активности, самостоятельной деятельности, на их желание подражать взрослым. Задача воспитателя — поддерживать и поощрять настроение «я сам» также научить детей целенаправленному действию. Наиболее приемлемой здесь оказывается индивидуальная форма организации труда. Ребенок, контактируя с воспитателем, учится выполнять определенные действия, за ряд операций. Важно, чтобы он видел и цель действия, и результат работы (няня вымыла пол, стены, двери, стали чистыми). Малыши усваивают, что взрослые в детском саду и заботятся о детях и им надо помогать. С возрастом содержание быта труда расширяется, в основном за увеличения количества процессов, в средней группе дети поддерживают порядок в групповой комнате и на участке, принимают участие в их уборке: протирают стулья, строительный материал; моют игрушки, стирают кукольную одежду и т.п.

В течение года детям поручают раскладывать чистые салфетки, развешивать полотенца осенью на участке сгребать опавшие листья, зимой расчищать дорожки от снега.

В старшем возрасте содержание хозяйственно-бытового труда расширяется: во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няне убирать посуду; по окончании занятия убирают материалы и пособия на место, моют кисточки, стаканы, стирают тряпки, 1ждальзуемые при наклеивании и рисовании, вытирают столы после работы; принимают участие в ежедневной уборке (групповой комнаты (протирают мебель, моют игрушки и пр.). Дети должны уметь делать это аккуратно и старательно.

В подготовительной к школе группе хозяйственно-бытовой труд осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание объема дел. К процессам сервировки стола добавляются такие, как украшение столов цветами, раздача первого и второго блюда. Дета седьмого года жизни умеют протирать стулья, подоконники, наводят порядок в шкафах с игрушками и материалами. Повышаются требования к самостоятельности и качеству » выполняемых действий: работать ловко, аккуратно, легко, умело обращаться с предметами.

Таким образом, в процессе хозяйственно-бытового труда решаются и задачи воспитания личности дошкольника.

Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как и в другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, с получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда.

Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых: с помощью воспитателя кормить рыб, птиц, черепашку, поливать растения, протирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных: в уголке природы поливают растения, протирают крупные плотные листья, рыхлят землю, кормят животных, меняют воду для питья; на участке вместе с взрослыми выращивают овощи, цветы (при вскопке очищают почву от камней и палок, систематически поливают грядки, клумбы, рыхлят землю, собирает овощи). При этом у детей воспитывают настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы.

Старших дошкольников необходимо приучать работать во все времена года. Осенью на своем участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать листья, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы, в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев и кустарников; принимать посильное участие в заготовке овощей и фруктов на зиму дома. Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями уголка природы, выращивать для них корм. Весной перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду, в цветнике.

Важно формировать привычку работать по собственному желанию, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, убирать их на место после работы, воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, не избегая неприятной работы, умение сговариваться, распределять обязанности для выполнения заданий, дружно работать, помогая товарищу, добиваться качественного выполнения дела.

Ручной труд. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Содержание ручного труда тесно примыкает к конструированию. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: бумагу можно складывать, резать, склеивать; дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, сбивать гвоздями, склеивать.

Работа с природным материалом — листьями, желудями, шишками, берестой, корой дает воспитателю возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств — цветом, формой, твердостью. Придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует он учится различать в причудливых формах природного материала знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.