Консультация для педагогов:

«Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта в ДОУ».

Составитель: зам. зав. по УВР

МБДОУ №16 г. Невинномысска

Шенцова Е.В

14.02.2017 г.

Передовой педагогический опыт — совокупность знаний и навыков, приобретаемых воспитателем в процессе педагогической работы; это основа педагогического мастерства и один из важных источников развития педагогической науки.

Педагогический опыт включает в себя определенный связанные между собой элементы: педагога, который учит и воспитывает; ребенка, являющегося предметом воспитания; цели и задачи воспитания и обучения; формы, методы и приемы обучения; среду, которая существенно влияет на весь процесс формирования личности ребенка. Сущность передового педагогического опыта (ППО) заключается в нахождении наиболее эффективной связи между этими структурными элементами.

Передовым можно считать лишь такой опыт, который, являясь результатом творческого опыта, открывает новые педагогические возможности воспитания детей, способствует совершенствованию принятых форм, методов и приемов воспитательно-образовательной работы.

При выявлении, изучении, обобщении и внедрении ППО руководителю ДОУ необходимо четко представлять себе весь объем этой работы и основные ее этапы. Здесь может изучаться как вся система работы воспитателя, где будет раскрыта совокупность педагогических приемов и методов, с помощь которых он добивается хороших результатов, так и отдельные стороны деятельности воспитателя, какая-либо одна актуальная педагогическая тема.

В данной работе существует три этапа:

  1. этап — выявление Г1ПО

  2. этап — обобщение ППО

  3. этап — внедрение Г1ПО.

    1. этап.

Руководитель и зам. руководителя ДОУ в своей работе должны через наблюдения за деятельностью воспитателей выявить тех, кто получает устойчивые положительные результаты; выявить факторы, способствующие получению этих результатов. Для этого необходимо составить программу изучения ППО (с анкетами, опросниками, диагностикой). План состоит из следующих пунктов:

      1. Выявление объекта изучения.

      2. Постановка цели изучения.

      3. Сбор информации об изучаемом опыте.

      4. Педагогический анализ собранной информации.

    1. этап.

Обобщение опыта осуществляется в следующей последовательности:

  1. Систематизация полученных на основе анализа данных;

  2. Формулировка сущности и ведущих идей опыта;

  3. Раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог;

  4. Определение границ применения опыта и его практической значимости для других воспитателей;

  5. Описание опыта в соответствии с определенными требованиями.

Требования к описанию педагогического опыта.

    1. Определение темы, которая легла в основу опытной работы. Тема должна быть актуальной, соответствовать тенденциям развития образования.

    2. Выделить исследуемую проблему, которая вытекает из темы и как бы суживает границы поиска, инновации.

    3. Изложить основные теоретические позиции, идеи, которые явились исходными при проведении опытной работы и лежат в основе методических находок, инноваций.

    4. Выделить ведущие идеи ППО, которые легли в основ)/ совершенствования педагогической практики. Обосновать их в соответствии с социально- педагогическими условиями жизнедеятельности детей в данной среде. Сделать анализ уровня развития детей на начало работы, выделить те качества, которые особенно нуждаются в коррекции, развитии.

    5. Определить в чем новизна подходов в работе.

    6. Показать особенности выбранной технологии.

    7. Показать особенности структуры перспективного планирования, занятий, в отличии от традиционного.

    8. Все нововведения должны быть аргументированы, подтверждены диагностическим материалом (срезами промежуточными и итоговыми), примерными конспектами занятий, перспективными планами и т.д.

    9. Анализ результативности ППО в соответствии с прогнозируемыми. Выводы к предложения. Формулировка педагогического основания предложенной системы, рекомендации, перспективы.

Полученный материал оформляется в папку.

Требования к оформлению папки:

      1. Титульный лист.

  • вверху указывается: опыт работы Ф.И.О — воспитателя МБДОУ (полное название),

  • в середине: название работы:

  • внизу — год подготовки работы.

    1. Краткие данные о педагоге, фото.

    2. Содержание с указанием страниц (все страницы нумеруются).

    3. Выписка из протокола педсовета МБДОУ.

    4. Рецензия или аннотация на опыт (подпись, печать).

    5. Отзыв на внедренный опыт.

    6. Основная часть:

  • пояснительная записка (оформляется руководителем или зам. руководителя);

практический материал (текст авторской программы, перспективные планы, конспекты занятий, схемы, модели, фото, диагностика и др. материалы).

Распределение и внедрение ППО.

Одной из самых начальных форм распространения ППО являются: коллективные просмотры, взаимопосещения, отчеты воспитателей на педагогическом совете, где опыт одобряется, принимается решение к внедрению.

Распространяется ППО на семинарах-практикумах, на методических объединениях, на курсах повышения квалификации. Указанные формы распространения ППО не принесут желаемого эффекта, если не будет осуществляться контроль за его внедрением. При этом следует помнить о квалификации педагогов; об уровне развития и подготовленности детей, наличии материальной базы, о том, хотят ли педагоги овладеть ППО. Рекомендаций воспитателям тот или иной опыт, следует предостеречь их от механического перенесения его в свою группу. Нужно критически осмысливать новое, перенимать его творчески, с учетом конкретных условий.

Следовательно, изучение, обобщение, распространение и внедрение ППО является важной стороной методической работы в ДОУ.

Пояснительная записка к опыту работы.

  1. Тема исследования, ее актуальность, проблема, над которой работали.

  2. Исходные позиции, теоретические психолого-педагогические положения, из которых исходили при разработке проблемы.

  3. Основные идеи педагогического опыта, педагогической системы, их актуальность, новизна, оригинальность.

  4. Изложение сущности опыта, педагогической системы по совершенствованию методик, приемов, наработке технологий, позволяющих достигнуть успехов в практической деятельности. Анализ наиболее оригинальных форм и методов, которые составляют основу, рациональное звено педагогической системы, опыта. Необходимо раскрыть проблемы, сложности, трудности, наиболее типичные ошибки, которые имели место в работе и есть в массовой педагогической практике.

  5. Анализ результативности, выводы и предложения. Сформулировать педагогические основания предложенной системы, рекомендации, определить перспективы.