О развитии монологической речи.

Воспитатель МБДОУ №16

Погорелова Л.А.

20.11.2013 г.

Вопросы развития связной речи всегда актуальны, потому, что являются центральной задачей речевого развития детей, имеющего большое значение для формирования личности ребенка дошкольного возраста и его социализации. Только в связной речи наиболее полно реализуется основная, т.е. коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка, одно из средств получения знаний.

Известно, что речь зарождается, развивается и совершенствуется в общении, а значит, первоначально преобладает диалогическая форма связных высказываний. Но постепенно в недрах диалога формируется и интенсивно развивается монологическая форма речи.

Монолог — это речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких* либо фактах, явлениях реальной действительности и пр. А.А. Леонтьев отмечал: «Монологическая речь — это развернутый, организованный, произвольный вид речи. Развернутость требует от говорящего не только назвать предмет, но и описать его (если слушателям неизвестен предмет высказывания). Произвольность выражается в том, что говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать соответствующую языковую форму. Организованность предполагает умение говорящего планировать и программировать всю свою речь, весь «монолог» как целое».

Монологическая речь, в отличие от речи диалогической, предполагает тщательный отбор адекватных лексических средств и использование сложных синтаксических конструкций. Монолог чаще всего адресуется ряду лиц, а это требует от говорящего сформированных коммуникативных навыков.

О.С. Ушакова, Е.М. Струнина и многие другие исследователи отмечают, что владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольников. Успешное развитие детей в данном направлении зависит от нескольких факторов, прежде всего от условий речевой среды, социального окружения, индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности.

Именно в период раннего и дошкольного детства происходит становление всех сторон речи и закладывается фундамент для дальнейшего их развития и совершенствования. Поэтому и начинать формировать речь очень важно в этот возрастной отрезок времени.

В младшей группедля развития связной речи активно используется пересказ сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и козлята» и т.д., рассматривание картинок, составление описаний знакомых предметов, объектов. Основной прием обучения в этом возрасте — совместное рассказывание: воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает его. Например: «Это…..кошка. Она …….серая. У кошки…..малые котята».

Постепенно задания, которые мы даем детям, усложняются: от составления окончания фразы переходим к составлению окончания рассказа; при этом каждый ребенок предлагает свой вариант окончания рассказа.

Эффективным приемом изложения коллективного рассказа является игра «Поезд», где все дети выступают в роли вагончиков, но прицепиться к поезду сможет лишь тот ребенок, который правильно построит предложение, чтобы продолжить рассказ.

В среднем и старшем дошкольном возрасте работа по формированию монологической формы речи усложняется. Вначале используется в основном рассказывание, но наводящим вопросам воспитателя. Затем предлагается совместное рассказывание: взрослый задает схему высказывания, а ребенок наполняет ее своим содержанием. Позже ведущим приемом обучения становится план, например: «Давайте сначала подумаем: что делали дети на улице? Как можно сказать по-другому? Что с ними случилось дальше? Чем закончилась история?».

На этапе активного формирования монологической речи используются:

  • рассказывание по схематичным зарисовкам;
  • рассказывание по собственным рисункам;
  • составление рассказа по конструктивной картине;
  • путешествие в сказку;

Рассказывание, как правило, сопровождается схематичными зарисовками педагога. По ходу повествования отражающая начало повествования картинка дополняется изображением сюжетных перипетий. Картинку можно рисовать мелом на доске или поляну. Ребята набрали полную корзину грибов и хотели идти домой. Тут из-под куста выбежал ежик. Заметил мальчиков свернулся в клубок. Саша и Вова хоте взять ежика в руки, но укололись. Тогда мальчики высыпали грибы из корзины осторожно закатили в нее ежика. Pебята, принесли его домой и напоили молоком иллюстрируется поэтапно: сначала на мольберте изображаются мальчики и тропинка в лесу, затем появляются гриб, полянка, полная корзина грибов, куст, под ним ежик; потом ежик, свернувшийся клубок, пустая корзина вокруг нее грибы; далее ежик в корзине и блюдце с молоком. Так получается картинка – рассказ.

А еще рассказывание может завершит инсценировкой. Роли распределяются между детьми, каждый ребенок описывает с в роли, перевоплощается в персонажа и действует в соответствии с ролью. Например: «Я ежик. Я колючий (показывает колю пальчиками), я увидел мальчиков, испугался и свернулся в клубок (показывает)*,

Рассказы детей по собственным рисункам. В свободное от обязательных занятий время дети рисуют сюжетную картину на заданную тему («Как я помогаю маме «В цирке», «Мой день рождения» и т.д. Затем воспитатель вместе с ребенком рассматривает ее. Ребенок описывает, что нарисовал, а воспитатель предлагает рассказать, что предшествовало данному бытию и что было потом.

Можно составить рассказ по конструктивной картине. По ходу повествования воспитатель к основному фону с прорезями (лес, море, город и т.п. — по контексту прикрепляет фигурки персонажей. Вкачестве фона можно использовать фланелеграф, магнитную доску. Пример работы с рассказом «Волк зимой»: основной фон зимний лес, а по ходу рассказывания в прорези вставляются фигурки волка,: зайца, белки, изображения морковки,шишек. И получается рассказ. «Голодный злой волк бегал по зимнему лесу. Увидел зайца. Дал заяц волку морковку. Не ест волк морковку. Побежал волк дальше высокой елке увидел волк белочку. Бросила белка шишку волку. Попробовал, не понравилось. Сел волк и завыл. Плохо волку зимой в лесу: холодно и голодно».

Эффективно и путешествие в сказку – набор словесных игр на основе сказочных сюжетов, в процессе которых дети усваивают речевые эталоны, учатся самостоятельно делать умозаключения, говорить связно и интонационно выразительно.

Примеры словесных игр со сказкой:

  • «Сказка-перевертыш» — дети вспоминают знакомую им сказку, меняют характер ее героев (положительный на отрицательный и наоборот) и рассказывают сказку по — новому. Например, в сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» героиня становится хитрой и злой, а волк – добрым и доверчивым.
  • «Сказочный коктейль» — дети объединяют героев разных сказок в одну новую сказку и рассказывают ее. Например, Золушка пришла в гости к Красной Шапочке, детям предлагается развить данный сюжет.
  • «Сказка, придуманная нами» — дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя, которые, по сути, представляют план сказки, воспитатель записывает ответы, читает их, предлагает самостоятельно сформулировать мораль сказки, проиллюстрировать ее и рассказать зрителям, которыми могут быть родители или другие дети.