Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16 «Ручеек» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников» города Невинномысска

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая МБДОУ №16

города Невинномысска

_____________Л.В.Диканева

«_____»__________20____г.

Программа психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ в МБДОУ №16 города Невинномысска

Принята: на педагогическом совете протокол №1 от 23.08.2013 г.

Составитель: творческая группа педагогов МБДОУ №16 г. Невинномысска

Пояснительная записка

Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию.

Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения, которые включают:

  • во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе воспитания и обучения;

  • во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности ребенка;

  • в-третьих, создание специальных психолого-педагогических и социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями.

В связи с этим необходимо обеспечить психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ОВЗ на протяжении всего периода их пребывания в ДОУ.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению их отчужденности в обществе.

Настоящая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1959г., законами РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), от 24.11.1995г. №181-фз «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальным образованием)» (принят Государственной думой 02.06.1999г.), Семейного кодекса РФ 1995г., письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

Цель программы — поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.

Задачи

  • выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне психолого-педагогического консилиума);

  • комплексное психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ;

  • составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (образовательной, социально-педагогической, психологической, коррекционной);

  • психолого-педагогическая и социальная поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ, создание условий для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности;

  • формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, формирование системы семейных ценностей;

  • оценка эффективности обучения и воспитания, сопровождения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной ПМПк.

Участники программы: педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатели, заместитель заведующей по С З. Л Р, заместитель заведующей по УВР, дети с ОВЗ, родители.

Формы взаимодействия участников сопровождения:

  • Совместное обследование воспитанников.
    • Семинары-практикумы.
    • Педагогические советы, заседания круглых столов, творческих групп, конференции.
    • Заседания ПМПк.
    • Выступления на родительских собраниях.
  • Проведение индивидуальных консультаций, бесед.
  • Взаимопосещение и анализ занятий.
  • Анкетирование, деловые игры, мастер-классы.
  • Обзоры специальной литературы.

Этапы и сроки реализации программы

1.Этап подготовительный (май — август)

Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи ПМПк. Обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса возможных вариантов решения проблемы, составление программы сопровождения. Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими ОВЗ. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы. Социальный патронаж. Создание банка данных для реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей.

Промежуточные результаты:

1.1. Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты развития ребенка, социального паспорта семьи, медицинской карты).

1.2. Разработка индивидуальной программы сопровождения.

1.3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.

1.4. Повышение качества комплексных мероприятий;

1.5. Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2. Этап основной (в течение года)

Обеспечение дифференцированных условий (вариативные формы получения образования) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями. Реализация комплексного сопровождения ребенка. Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. Организация социально-педагогической и психологической помощи детям и их родителям. Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями.

Промежуточные результаты:

2.1. Успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума;

2.2 Расширение участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях.

2.3. Повышение уровня родительской компетентности через консультирование.

2.4. Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников, мероприятий, в работу родительского комитета.

3. Этап аналитико-обобщающий (декабрь, май)

Период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Мониторинг динамики развития воспитанников на основе реализации индивидуальных программ сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего ППМС сопровождения воспитанников.

Промежуточные результаты:

3.1. Анализ результатов деятельности специалистов по работе с детьми, имеющими ОВЗ.

3.2. Перспективное планирование.

3.3. Корректировка программы.

Формы работы специалистов психолого – педагогического сопровождения:

· Профилактические и просветительские беседы.

· Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры.

· Консультирование участников образовательного процесса.

·Наблюдение за воспитанниками во время непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности.

· Диагностика.

-Семинары, консилиумы, тематические недели.

-Диспуты, акции, викторины.

— Оформление тематических стендов. Выпуск памяток, информационных листов.

Оформление информационных страничек на сайте ДОУ.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

1. Психологический блок

2. Социальный блок

3. Логопедический блок

4. Воспитательно – образовательный блок.

Содержание программы

Психологический блок

Цель: Создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (в детском саду, в семье).

п./п

Направления работы

Сроки

Диагностическое

1. Ранняя диагностика отклонений в развитии и анализ причин.

По плану

2. Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.

По плану

3. Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников.

По плану

4. Изучение условий семейного воспитания ребёнка.
5. Изучение уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

По плану

6. Системный разносторонний контроль над уровнем и динамикой развития ребёнка.

В течение года

Коррекционное

1. Разработка индивидуальной программы сопровождения. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов воспитания и обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

В течение года

2. Системное воздействие на познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование целевых ориентиров и коррекцию отклонений в развитии.

 

В течение года

Развивающее

1.Развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков, тактильно-двигательного восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

В течение года

2.Развитие и формирование целевых ориентиров.

 

Консультативное

1.Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками для всех участников образовательного процесса.

В течение года

2.Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками.

В течение года

3.Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

В течение года

4.Содействие в приобретении у воспитанников психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, освоении образовательной программы.

В течение года

Просветительское

1.Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса, повышения психологической грамотности.

В течение года

2.Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

В течение года

3.Работа на сайте ДОУ.

 

 

В течение года

 

Социальный блок

Цель: Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём, защита ребёнка в его личностном пространстве, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и ДОУ.

п\п

Направления работы

Сроки

Диагностическое

1. Исследование семей для выявления общих, социально-педагогических сведений о семье в соответствии с социальным паспортом семьи.

По плану

2. Изучение ситуации развития ребёнка, условий воспитания. Обследование жилищно-бытовых условий. (по необходимости)

По плану

3. Собеседование с участниками образовательного процесса для выявления проблем в обучении и воспитании детей с ОВЗ, их реабилитации.

По плану

4. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий.
5. Создание и корректировка банка данных, индивидуальных карт детей с ограниченными возможностями здоровья.

По плану

Воспитательно — образовательное

1. Помощь семье в проблемах, связанных с образованием и воспитанием ребенка.

В течение года

2. Составление индивидуальной программы сопровождения, включая: определение вида и объема необходимой помощи.

По плану

3. Оказание помощи в образовательной деятельности и личностном росте, выработка единых педагогических требований в работе с каждым ребёнком с ОВЗ.
4. Содействие в социальной адаптации воспитанников (развитие интереса и активного участия в экскурсиях, в праздниках).

 5.Групповая работа в микросоциуме (ролевые игры, направленные на преодоление трудностей в общении).

По плану

Оздоровительное

1.Обеспечение сохранности и укрепление физического, психического, социального и нравственного здоровья личности.

В течение года

2.Организация совместных усилий социальной, психологической, педагогической поддержки.

Консультационное

1.Индивидуальное и групповое консультирование детей и родителей по вопросам воспитания; разрешение проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса.

В течение года

2.Оказание социально-правового консультирования детям с ОВЗ и их семьям с целью соблюдения их прав.

 

Социально — правовое

1.Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов.

В течение года

2.Соблюдение прав ребенка, социально-правовое консультирование.

 

Логопедический блок

Цель: Организация эффективного комплексного сопровождения обучающихся с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе системно-деятельностного подхода.

п./п.

Направления работы

Сроки

Диагностическое

1.

Своевременное выявление воспитанников с речевыми нарушениями.

 

По плану

2.

Определение структуры и степени выраженности речевых нарушений.

 

Коррекционное

1.

Разработка индивидуальной программы сопровождения. Планирование соответствующей коррекционной работы.

По плану

2.

Создание условий, благоприятных для коррекции речи воспитанников.

3.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, артикуляционная гимнастика; коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи).

В течение года

Консультационное

1.

Проведение с участниками образовательного процесса целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции, фиксированию речевых и неречевых реакций, анализу характера взаимодействий.

 

 

В течение года

2.

Систематические консультации для родителей. Оказание действенной консультативной помощи педагогам по обучению детей с речевыми нарушениями.

По плану

Просветительское

1.

Обеспечение логопедического кабинета иновационно — коррекционной методической литературой.

В течение года

2.

Создание методического уголка для педагогов и родителей по вопросам развития и коррекции речи.

В течение года

3.

Оформление стендов. Выпуск памяток, информационных листов.

В течение года

4.

Работа на сайте ДОУ (размещение информации)

В течение года

Профилактическое

1.

Профилактика нарушений устной речи у детей с ОВЗ. Организация пропедевтических занятий.

В течение года

2.

Логопедическая работа по профилактике нарушений у детей с ОВЗ на фонетическом уровне.

 

В течение года

Развивающее

1.

Совершенствование движений сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кистей пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.

В течение года

2.

Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, пространственных представлений ориентаций, представлений о времени, фонетико-фонематических представлений. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Развитие формирования звукового анализа.

 

В течение года

3.

Развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления.

 

В течение года

4.

Развитие речи: фонематических процессов; артикуляционной моторики, речевого дыхания; постановка и автоматизация дефектных звуков. Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания, монологической и диалогической речи.

 

 

В течение года

 

Воспитательно – образовательный блок

Цель: Организация образования и воспитания детей с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

п/п

Формы работы

Сроки

1.

Изучение индивидуальных особенностей воспитанников и их учет при организации образовательной деятельности.

По плану

2.

Контроль за функциональным состоянием воспитанников в динамике дня, недели, года в целях предупреждения возникающего переутомления.

В течение года

3.

Изучение и использование в работе рекомендаций специалистов.

4.

Обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно — развлекательных, спортивно — оздоровительных и иных досуговых мероприятиях, проводимых в ДОУ и городе.

В течение года

5.

Посещение ребенка на дому (по мере необходимости).

По плану

6.

Интеграция деятельности всех специалистов ДОУ.

В течение года

7.

Беседы с родителями.

В течение года

8.

Создание условий, способствующих развитию индивидуальности воспитанников.

9.

Организация и проведение физкультминуток на каждом занятии с целью снятия усталости.

В течение года

10.

Создание специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей с ОВЗ (использование специальных методов, приемов, средств обучения, специальных образовательных программ).

11.

Организация работы по предупреждению перегрузки воспитанников в образовательной деятельности.

 

В течение года

12.

Дифференцированное и индивидуализированное обучение детей с учетом специфики нарушения развития.

В течение года

13.

Осуществление общефизической подготовки, удовлетворение потребности воспитанников в двигательной активности.

14.

Наблюдение за воспитанниками во время образовательной деятельности, во время его общения со сверстниками.

В течение года

 

Результатом сопровождения является достижения ребенка с ОВЗ планируемых результатов освоения образовательной программы своего возрастного периода.

Список литературы:

1. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.

2. Елфимова Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.

3. Мухина В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с.

4. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.

5. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С.Н. Токарева. – М.: МГУ, 1989. – 97 с.

6.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. – 336 с.

7.Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.

Психолого — педагогическое сопровождение ребенка МО психологов