ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Педагог – психолог МБДОУ №16

высшей квалификационной категории

Эннс М.С.

17.04.2013 г.

Понятие психологическая безопасность чаще всего раскры­вается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и вне­шние угрозы его психическому здоровью.

Само содержание понятия безопасность означает отсут­ствие опасностей или возможность надежной защиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.

Предусмотреть возникновение опасности довольно слож­но. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном уч­реждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.

Основные источники угроз психологической безопаснос­ти личности можно условно разделить на две группы: вне­шние и внутренние.

К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельно­сти, так и в принятии решений.

2. Индивидуально-личностные особенности персонала, уча­ствующего в образовательном процессе и ежедневно вступа­ющего во взаимодействие с детьми.

3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстни­ков, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляет­ся чувство дезориентации в микросоциуме, каковым являет­ся для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в дет­ском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реак­ции педагогов.

4. Враждебность окружающей ребенка среды, ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движе­нии; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима провет­ривания.

6. Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизне­деятельности детей, однообразие будней.

7. Нерациональность и скудость питания, его однообра­зие и плохая организация.

& Неправильная организация общения. Преобладание ав­торитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.

9. Недооценка значения закаливания, сокращение длитель­ности пребывания ребенка на свежем воздухе.

10. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

11. Неблагоприятные погодные условия.

12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоци­альная семейная микросреда и т. д.

ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологичес­кой безопасности ребенка могут быть:

1. Сформировавшиеся в результате неправильного вос­питания в семье привычки негативного поведения. В резуль­тате малыш сознательно отвергается детьми и подсознатель­но взрослыми.

2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспеш­ности. Это способствует формированию комплекса непол­ноценности и зарождению такого, например, отрицательно­го чувства, как зависть.

3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, напри­мер сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязли­вость или привычка постоянно быть в центре внимания.

5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отража­ет окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш на­ходится в состоянии напряженного ожидания.

ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

— в трудностях засыпания и беспокойном сне;

— в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

— в беспричинной обидчивости, плаксивости или, на­оборот, повышенной агрессивности;

— в рассеянности, невнимательности;

— в беспокойстве и непоседливости;

— в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

— в проявлении упрямства;

— в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое наруше­ние аппетита);

— в боязни контактов, стремлении к уединению, в от­казе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцель­но бродит по групповой, не находя себе занятия);

— в игре с половыми органами;

— в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

— в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

— в повышенной тревожности;

— в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психо-эмоционального напря­жения, только в том случае, если они не наблюдались ранее. Следует отметить и то, что не все признаки стрессового состо­яния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.

Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетель­ствует о возникновении психосоматических расстройств, ко­торые могут отрицательно сказаться на самочувствии, пове­дении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стой­ким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется соци­альная маска.

Надежными показателями того, что средства психологи­ческой безопасности выбраны верно, служат хорошее настро­ение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.

ПРОГРАММА обеспечения психологической безопасности личности ребенка в детском саду.

1. Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов

2. Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: водные процедуры, массаж, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.

3. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций.

4. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на музыкальных инструментах.

5. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.

6. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.

7. Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция.

8. Создание предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.