Рабочая программа педагога — психолога по развитию социальной уверенности как качества личности ребенка в сфере взаимодействия с другими людьми.

Педагог – психолог МБДОУ №16

Эннс М.С.

10.10.2012 г.

Пояснительная записка

Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром. Если ребенок не имеет позитивного навыка в общении, в решении конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психическим, так и физически.

Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействий ребенка с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения, творческого самовыражения. Реализация самоутверждащего способа поведения проявляется в осознании и выражении своих желаний, чувств и эмоций, в умении предъявлять требования, разрешать конфликты и проблемы.

Основная задача данной программы – помочь детям приобрести опыт социального уверенного поведения и развить в процессе общения их социальные способности. Для достижения эффекта в работе учитываются интересы ребенка, внутренняя активность, стремление к познанию нового, на подражание как врожденный механизм развития.

Данная рабочая программа нацелена на укрепление уверенности ребенка в себе, понимание им своих личностных особенностей и возможностей в общении со сверстниками. Занятия служат своеобразной психологической поддержкой и помощью ребенку в приобретении позитивного опыта совместного с другими существования. Программа реализуется через игровую деятельность детей, создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Рабочая программа носит развивающий характер – оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребенка, профилактический характер – предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем. В программе учтены возрастные особенности психики: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности.

Программа предназначена для работы с детьми 4-7 лет, реализуется через игровые занятия, которые имеют свою специфику в задачах и форме проведения в зависимости от возраста детей. Мотивация деятельности детей на занятии носит игровой, опосредованный характер. На занятии используются:

  • Игры – инсценировки;

  • Игры с правилами;

  • Дидактические игры и упражнения;

  • Беседы в кругу.

Структура занятия: занятие включает три части: вводную — создание мотивации у детей, эмоционального настроя, объединение группы; основную — решение программных задач путем организации игровой деятельности и экспериментирования с предметами; заключительную – закрепление положительных переживаний, полученных на занятии, объединение детей.

Программа состоит из нескольких разделов:

  1. «Я и мир» — занятия направлены на помощь ребенку в осознании себя, своих ощущений и своих взаимоотношений с миром через обогащение сенсорного опыта.

  2. «Я и другие» — занятия ориентируются на развитие умения воспринимать сверстников, социальной перцепции.

  3. «Один и вместе» — занятия позволяют организовать работу по формированию некоторых социальных навыков детей, умения сотрудничать.

Каждый раздел включает несколько циклов занятий. Каждое занятие носит сюжетно — тематический характер и построено с учетом мотивационного компонента деятельности детей.

Последовательность этапов работы по реализации данной программы:

  • Объединение, эмоциональное сближение детей.

  • Развитие системы восприятия.

  • Развитие социальных способностей.

  • Развитие социальных навыков.

Продолжительность занятий от 20-25 минут до 30-35 минут у старших дошкольников.

Форма проведения занятий – групповая. Число детей в группе – 12 человек.

В процессе изучения курса «Развитие социальной уверенности у дошкольников» у детей формируются личностные и регулятивные достижения – результаты:

  • Проявляет интерес к окружающим звукам, осознает их, дифференцирует по разным характеристикам;

  • Умеет выражать свое эмоциональное состояние и представление о мире посредством звуков и своего голоса;

  • Различать предметы разной фактуры, различные поверхности, распознавать тактильные сигналы и выражать свое состояние;

  • Обмениваться информацией, описывать признаки себя и другого;

  • Играть в паре с ребенком, выполнять задание, делать свою часть работы, не мешая другому;

  • Фантазирует в игре без вмешательства взрослого;

  • Проявляет активность.

Тематическое планирование (36 часов)

п./п

Тема блока

Содержание

Кол-во часов

1.

Я и мир

Реализация ребенком возможности познавать свои чувственные ощущения, приобрести опыт в осуществлении выбора в проблемных ситуациях, в выражении собственного мнения, в определении своих желаний, предпочтений;В установлении первых социальных контактов, в нахождении новых способов самовыражении и самоутверждения в совместных действиях со сверстниками.

12 часов

2.

Я и другие

Развитие у детей умения воспринимать другого человека. Проникновение во внутренний мир другого человека при живом взаимодействии с ним.Эмоциональное усвоение детьми социального опыта, в основе которого эмоциональное переживание.

12 часов

3.

Один и вместе

Формирование у детей навыков сотрудничества:-навыки совместной групповой деятельности – ориентироваться на поставленную перед группой задачу, вступать в контакт с другими детьми, объединятся с ними, проявлять к ним внимание, взаимодействовать, согласовывать свои действия с партнерами.

-умение руководить группой детей, выполнять роль лидера.

 

Итого:

 

 

12 часов

36 часов

Диагностика умений и навыков детей по реализации программы

Проведение диагностического обследования предполагает использование наблюдения, как эффективного метода для сбора информации.

Перед занятиями проводится наблюдение и определяется социально-коммуникативная система ребенка:

  • Проявляет интерес и внимание к сверстникам, которые выражаются в рассматривании лиц, фигур, наблюдении за их действиями.

  • Довольны ли встречей и контактом с ними, могут ли сосредоточиться на их действиях, стремятся ли к взаимодействию со сверстниками, часты ли контакты с разными детьми, используются ли жесты близости.

  • Умеют и стремятся ли отвечать на адресованные им действия, чувствительны ли к инициативе партнера, улавливают ли его эмоциональное состояние.

Список литературы

1.М.М.Безруких. Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов. – М.: Владос, 2002 г.

2.М.И. Чистякова «Психогимнастика» Москва, «Просвещение» 1995г.

3.О.А. Казанский «Игры в самих себя» М. 1999г.

4. В.В. Петрусинский «Игры, обучение, тренинги, досуг».