Составитель: воспитатель МБДОУ №16 города Невинномысска Обухова Н.Н. 17.11.2015 г.

Спецификой проектной деятель­ности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не готов самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему определить замысел. Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также родители и другие члены семьи.

О значимости метода проектов свидетельствует то, что он позволяет:

  • развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения;

  • развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума;

  • формировать навыки сотрудни­чества в совместной познавательно- поисковой и исследовательской дея­тельности и др.

Обращение к проектной деятель­ности как средству речевого развития дошкольников объясняется негативной социокультурной ситуацией, сложив­шейся в современном обществе. Педагогам все чаще приходится стал­киваться с фактами отставания, за­держек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.

В этой связи мы обратили внима­ние на метод проекта, который может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффектив­ным средством речевого развития дошкольников.

Фундамент исследований психо­логических основ проектного обуче­ния заложен в работах выдающихся отечественных ученых (П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский и др.). Запросы педа­гогической практики на современном этапе вновь возвращают к проблема­тике проектного метода обучения, но на иной теоретической базе (П. Р. Ату­тов, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.).

Современное изучение проектной деятельности как формы развития речи старших дошкольников пред­ставлено в работах И. Э. Куликовской, С. И. Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой и А. Ю. Тихоновой и др.

Сегодня особое место в дошколь­ном образовании занимает проекти­рование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обу­чением как компонент системы про­дуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие сво­бодной творческой личности ребенка, которое определяется задачами раз­вития и задачами исследовательской деятельности детей [1].

Метод проектов — это педагогиче­ская технология, стержнем которой яв­ляется самостоятельная деятельность детей — исследовательская, позна­вательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. Н. Ю. Пахомова отмечают, что ме­тод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодей­ствии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная прак­тическая деятельность по достижению поставленной цели [5].

По мнению Т. П. Жуйковой, про­ектирование можно рассматривать как:

  • специфический вид деятель­ности, направленной на создание проекта как особого вида продукта;

  • научно-практический метод изуче­ния и преобразования действительно­сти (метод практико-ориентированной науки);

  • форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры;

  • управленческую процедуру [3].

Оценивая возможности исследова­ния и проектирования, важно понять, что в работе с детьми дошкольного возраста полезны и проектные методы, и методы исследовательского обуче­ния. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов пред­полагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучае­мой проблемы, выработки реальных гипотез, их проверки в соответствии с планом.

Анализ ряда исследований (В. В. Гузеев, Д. Г. Левитес, Н. В. Матяш, В. М. Монахов) свидетельствует о возможности и преимуществе ис­пользования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возрас­та. Она является той деятельностью, каждый аспект которой представляет собой целостный процесс, приводящий в действие все свойства личности, в том числе познавательный интерес.

В условиях дошкольного учрежде­ния очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов в ДОУ можно представить как способ организации образовательного процесса, основан­ный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы.

В практике современных дошколь­ных учреждений используются типы проектов, применение которых воз­можно при развитии у дошкольников интереса к истории предметного мира:

    1. исследовательские проекты требуют хорошо продуманной струк­туры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдви­жение предположения решения обо­значенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экс­периментальных, опытных. В ходе проекта дети экспериментируют, про­водят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования в виде газет репортажей, видеозарисовок;

    2. творческие проекты, как прави­ло, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается. Конечный резуль­тат может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, про­граммы праздника, детского дизайна, альманаха, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, устного журнала, видеофильма, драматизации, спор­тивной игры, развлечения;

    3. структура ролевых, игровых проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные ха­рактером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участ­никами ситуациями. Например, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему. Данный вид проекта ока­зывается эффективным для речевого развития дошкольников;

    4. информационно-практико — ориентированные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предпо­лагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Вос­питанники собирают информацию, об­суждают ее и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей [1].

Комплексный интегрированный характер является спецификой метода проектов. Метод проектов становится все более востребованным в обра­зовательном процессе дошкольных учреждений.

Для развития речи детей в до­школьном учреждении могут исполь­зоваться разные варианты проектов.

По предметно-содержательной об­ласти О. Н. Сомкова [6], О. В. Солн­цева, А. М. Вербенец [1] различают: монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной об­разовательной области, и межпред­метные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.

Например, для реализации за­дач речевого развития дошкольников, возможно, использовать три варианта метода проектов: специальные те­матические проекты (монопроекты);

интеграция задач развития общения и речи в тематические монопроекты в связи с другими задачами, а также в межпредметные интегрированные проекты.

Монопроекты имеют направлен­ность на комплексное решение трех основных задач: а) развитие сво­бодного общения детей, б) развитие всех сторон речи, в) практическое овладение нормами речи.

Примеры монопроектов для реализации в ДОУ:

  • «Я — сказочник» (Цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта — создание авторских детских книг-сказок);

  • «Страна волшебных слов» (Цель: развитие умений обращаться к взрос­лым с просьбой, используя вежливые слова; употреблять вежливые слова в общении с другими людьми);

  • «Правила доброты» (Цель: освое­ние правил этикета, умений исполь­зовать их в повседневном общении);

  • «Остров дружбы», «Школа до­верия» (Цель: развитие регуляционно — коммуникативных умений: умение со­вместно решать бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать пар­тнера по деятельности);

  • «Что такое хорошо и что такое плохо»» (Цель: освоение этикета по­ведения в трудных ситуациях);

  • «О дружбе и рыцарстве» (Цель: развитие умений видеть, понимать, оценивать чувства и поступки дру­гих, мотивировать, объяснять свои суждения);

  • «Гость и хозяин» (Цель: освоение гостевого этикета).

В содержание проектов могут быть включены игры и упражнения, которые широко используются в психокоррекционной и психопрофилактической работе с детьми. Они разработаны по методике Н. Ю. Клюевой «Подари подарок другу» (при помощи мимики и жестов дети изображают подарки и дарят их друг другу); «Сравнения» (дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно с взрослыми об­суждают, почему они выбрали такое.