Составитель: воспитатель МБДОУ №16

города Невинномысска

Новоселова Н.Г.

23.10.2015 г.

Воспитание культуры речи — про­блема нравственная, имеющая социальную значимость, так как, предавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы гэхраняем связь времен, традиции и дух народа. Воспитанность и культу­ра человека ярко проявляются в уме­нии оформлять мысль в слове, в ма­нере говорить и общаться, в богатстве словарного запаса.

Не секрет, что многие из нас не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собствен­ные мысли в свободной устной форме и выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами не соблюдают речевую культуру и развивают умения общаться. Грустно, что у абсолютного большинства людей выражаясь словами Корнея Ивановича Чуковского, «мысли выскакивают: встрепанными и полуодетыми, словно спросонья». В статье №18 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Но мы уверены, что именно педагог-дошкольник должен взять на себя ведущую роль в повышении речевой культуры родителей и, конечно, ребенка. Мы признаем приоритет семейного воспитания, мы — за тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса — детей, педагогов, родителей. Но педа­гог должен быть эталоном, образцом «грамотной русской речи.

Когда-то существовал эталон куль­турной и грамотной русской речи. В эфире Всесоюзного радио и телеви­дения звучала безукоризненно грамот­ная речь. Радио считалось университе­том культуры, речь дикторов — эталонной. Слушая радио, учились правиль­ной речи и взрослые, и дети.

Сегодня таких ориентиров не стало. К сожалению, плохо владеют языком даже те люди, для которых речь — не­отъемлемая составляющая профес­сии, — телеведущие, артисты, журна­листы, политики. Целые сутки отовсю­ду звучит неграмотная реклама, бо­евики, детективы, кровь и насилие с экранов, «прикольные хиты» и «кру­тые клипы» порождают языковую рас­пущенность, речевой хаос и бессмыс­лицу. Конечно, с этим надо бороться, но не установлением табу, а поиском действенных средств и методов рабо­ты по развитию речи, речевой культу­ры и речевого творчества.

Методы развития речи

Наглядные

Словесные

Практические

  • Непосредственное наблюдение и его разно­видности (наблюдение в природе, экскурсии)

  • Опосредованное наблюдение (изобрази­тельная наглядность: рассматривание игру­шек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)

  • Чтение и рассказывание художе­ственных произведений

  • Заучивание наизусть

  • Пересказ

  • Обобщающая беседа

  • Рассказывание без опоры на на­глядный материал

  • Дидактические игры

  • Игры-драматизации

  • Инсценировки

  • Дидактические упражнения

  • Пластические этюды

  • Хороводные игры

Самые распространенные формы работы с родителями:

-родительские практикумы

-памятки

Родительские собрания

-семинары

-использование в уголках для родителей словарей справочников

Все эти формы способствуют речевому развитию дошкольников!