Сравнительная характеристика ФГТ и ФГОС по социальному развитию детей

Воспитатель МБДОУ №16

города Невинномысска

высшей квалификационной категории

Назаренко Н.С.

15.10.2014 г.

ФГТ

ФГОС

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной обще­образовательной программы дошкольного образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (http://www.rg.ru/2013/11/25/ doshkstandartdok.htmlcomments)

Социально-личностное разбитие

Социально-коммуникативное развитие

Содержание образовательной области направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

Сходства

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрос­лыми и сверстниками;

формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Различия

развитие игровой деятельности детей

  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Сходства

Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности

Формирование основ безопасного поведения в быту, со­циуме, природе

собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира при­воды ситуациям

Сходства

Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение дели формирования положительного отношения к труду через решение ) следующих задач:

Формирование позитивных установок к различным видам труда

  • развитие трудовой деятельности;

  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

Различия

Формирование позитивных установок к различным видам творчества

 

Цели и задачи по социальному развитию детей дошкольного возраста, наглядно представленные в таблице, позволяют сделать следующие выводы.

Большинство целей и задач сходны и содержатся в вышеназванных документах:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

  • формирование позитивных установок к различным видам труда.

Это обусловлено тем, что в основе данного направле­ния лежит понятие «социализация». Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, чело­век как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. «Социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает „правила игры», принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения» (Н. Д. Никандров,).

А. В. Петровский объясняет социализацию как «исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс, результат усвоения и активного воспроизводства индивидов социального опыта». Таким образом, социализация — это усвоение опыта предыдущих поколений, и задача педагога состоит в передаче этого опыта (но не знаний).

Однако в двух документах есть и различия — в названии направления Коммуникация_ (психология)) — cite_note-1), сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Согласно ФГОС, игровая деятельность наряду с общением и познавательно-исследовательской деятельностью определяется:

как вид деятельности, являющийся сквозным механизмом развития ребенка (п. 2.7);

как специфическая для детей данной возрастной группы форма реализации Программы (п. 1.2).

Существенным отличием ФГОС является появление следующих задач:

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Эти задачи особенно важны для организаций, воспитанниками которых являются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как они нуждаются в специальном психолого-педагогическом сопровождении, направленном на преодоление или ослабление недостатков в развитии социально-личностной компетентности, то есть способности эффективно взаимодействовать с окружающими.

Необходимо отметить, что в Стандарте учитываются «индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья» (п. 1.3), а также необходимость создания условий для социальной адаптации детей с ОВЗ.

Список литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.

3. Тавров С. Н, Никандров Н. Д Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21.