Материалы семинара для педагогов: «Формирование познавательного интереса у дошкольников по ознакомлению с предметным миром посредством проектной деятельности».

Составитель: учитель – логопед

Дунаева М.В.

В современном обществе одним из основных аспектов повышения качества образования является его переориентирование на развитие активной творческой личности дошкольника, формирование его познавательных интересов, в том числе и к окружающему предметному миру. Вопросу формирования у дошкольников познавательных интересов к окружающему миру в дошкольной педагогике традиционно уделяется много внимания. В тоже время, существует проблема выбора средств развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира.

В качестве одного из наиболее эффективных средств следует рассматривать использование проектной деятельности. Современный социальный заказ общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, касается, прежде всего, не требований к конкретным знаниям, а новых универсальных способностей, сформированных стойких познавательных мотивов, основным из которых является познавательный интерес. В состоянии интереса человек (ребенок, взрослый) всегда более или менее активен, успешен. Познавательный интерес, его проявление связано с преобладанием особых форм активности и положительного аффективного состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях, взаимодействия с окружающим миром и избирательной направленности на него. В силу психологических особенностей дошкольного возраста (эмоциональность, наблюдательность, подражательность, стремление выражать свои впечатления в игровой и продуктивных видах деятельности) специального внимания заслуживает историческая информация о предметном мире, как продукте деятельности взрослого и творении его человеческой мысли. Высокая эмоциональность дошкольника обуславливает значение получаемых сведений для дальнейшего развития личности. В период дошкольного детства происходит расширение границ познания, становление первых представлений о развитии, движении, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее (начальные формы диалектического рассмотрения и анализа окружающих предметов, так называемые методологические знания). В тоже время процесс развития познавательного интереса к истории предметного мира в настоящее время не является предметом специального исследования, и при изучении особенностей познавательного развития, интересов детей категория исторической информации о предмете, интерес к ней не анализируется. Следует отметить, что современная образовательная практика недооценивает значимость самостоятельной познавательной деятельности ребенка, в то время как развитие познавательного интереса зависит не только от качественных особенностей объекта, но и от того, на ( Вопросы дошкольной педагогики № 1 (07) 2017) сколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск. Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию. Такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать историческую информацию о предмете, является проектная деятельность. Долгое время в педагогической науке не уделялось особого внимания развитию познавательных интересов дошкольников. Одними из первых познавательный интерес в качестве одного из ведущих мотивов, побуж- дающих детей к знаниям, к учению, стали рассматривать такие ученые как Б.Г. Ананьева, Л.Н. Божович, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Г. Запорожец [1, c. 18]. Их исследования показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи.

В настоящее время сформировались различные подходы к определению понятия познавательного интереса.

Он рассматривается как:

избирательная направленность человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

проявление умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рушинштейн); — активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (А.К. Ковалев);

активное познавательное отношение человека к миру (В.Н. Мясищев);

избирательная направленность личности на предметы и явления окружающего мира (Т.А. Куликова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина) [7, c. 34–40].

В современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса. Так Г.И. Щукина, рассматривает содержательные компоненты познавательного интереса: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и творческие процессы. А. Валлон анализирует познавательный интерес через призму эмоционального отношения к предмету познания. По его мнению, одним из первых объектов познания маленького ребенка является предметный мир, и формирование познавательного отношения к предметному миру обуславливает успешность его освоения ребенком и во многом определяет процесс его социализации.

Метод проектов как средство развития познавательного интереса к истории предметного мира имеет комплексный интегрированный характер. Ряд авторов рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова). Другие анализируют сущность проектной деятельности, ее проблемный характер, место в воспитательно-образовательном процессе (Дж. Дьюи, Т.А. Данилина, Б.В. Игнатьев, У. Килпатрик, М.В. Крупенина, Н.Г. Чернилова) [7, c. 52–57]. При этом в большинстве исследований недостаточно изучены все потенциальные возможности проектной деятельности, ее роль в развитии познавательного интереса к истории предметного мира. Проектная деятельность имеет определенную структуру, предполагающую следующие компоненты:

  • оценка ситуации, прогнозирование (построение гипотез);

  • моделирование действий;

  • реализация предполагаемых действий, коррекция исследовательского поведения;

  • анализ получаемых результатов.

В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности дошкольников.

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

  • в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

обязательные составляющие проекта:

  • детская самостоятельность (при поддержке педагога),

  • сотворчество детей и взрослых;

  • развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Содержание проектной деятельности определяется темой, целями и образовательными задачами и реализуется в различных видах детской деятельности и формах организации образовательной деятельности. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения и получить ощутимый результат. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи (ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ) и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Таким образом, благодаря оправданному и целесообразному сочетанию теории и практики, проектная деятельность способствует актуализации представлений, умений и навыков детей для самостоятельного нахождения и решения проблемы, стимулирует интересы, потребность в творческой деятельности, создает условия для сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Литература:

1. Венгер, Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. — 1982. — № 3 с. 17–19

2. Веракса, Н. Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика — Синтез, 2010.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. — М., АСТ, 2009. — 672 с.

4. Годовикова, Д.Б. Форма общения с взрослым и познавательная активность дошкольника // Проблемы возрастной психологии: Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. М., 1989, 143 с.

5. Денисенкова, Н.С. Формирование познавательной направленности у детей шестилетнего возраста на занятиях в детском саду. — М., ИМПЕКС, 1992, 122 с.

6. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. — М., Просвещение, 1986. — 176 с.

7. Кузина, А.Ю. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности: диссертация… кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Кузина Анна Юрьевна; [Место защиты: ГОУВПО «Российский государственный педагогический университет»]. — Санкт-Петербург, 2009. — 200 с.: ил.

8. Куликова, Т. О воспитании у детей познавательных интересов // Дошкольное воспитание, 1996 г. № 9 с. 23–25