Консультация для педагогов на тему: «Формирование правил поведения у детей в экстремальных ситуациях как средство сохранения здоровья и жизни».

Заместитель заведующей по УВР

Шенцова Е.В.

23.05.2014 г.

Эта тема актуальна, так как государственные стандарты предлагают формировать у детей, начиная с младшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения (обучать детей называть своё имя, адрес, номер телефона и прочее в случае, если ребёнок потерялся; знакомить с правилами дорожного движения; учить соответствующему поведению в различных опасных ситуациях и т.д.).

В «Законе РФ об Образовании» одной из задач стоит охрана здоровья и жизни детей. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Необходимо выделить такие правила поведения, которые ребёнок должен выполнять, так как от этого зависит его здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить ребёнку, а затем следить за их выполнением.

Правила поведения на улице:

  • не вступайте в разговор с незнакомым человеком,

  • не соглашайтесь никуда идти с незнакомым человеком, как бы он не уговаривал и чтобы не предлагал,

  • не устраивайте игры рядом с проезжей частью, это опасно, играть можно только на детских площадках,

  • не гладьте незнакомых животных.

Правила поведения в лесу:

  • собирайте только знакомые грибы и ягоды,

  • ни в коем случае не пробуйте неизвестные ягоды,

  • не трогайте осиное гнездо, не мешайте муравьям, и они вас не укусят,

  • огонь лучше разводить на старых кострищах и только с взрослыми, уходя огонь обязательно потушите.

Правила поведения в доме:

  • нельзя открывать дверь незнакомому человеку, даже если он в форме милиционера, врача,

  • не трогать лекарства без разрешения взрослых,

  • не разбрасывать инструменты и предметы для рукоделия, их нужно хранить в особых ящиках или коробках,

  • не играйте со спичками, зажигалками, свечами.

Если случился пожар в квартире:

  • вызовите пожарную охрану по телефону 01,

  • немедленно покиньте помещение, закройте за собой дверь,

  • двигайтесь к выходу, пригнувшись,

  • накройте голову мокрой, плотной тканью,

  • дышите через мокрый носовой платок,

  • сообщите о пожаре соседям, зовите на помощь,

  • прятаться в горящей квартире под диван или шкаф нельзя – опасно для жизни.

Если в лесу начался пожар:

  • если в лесу начался пожар, срочно уходите из него,

  • дышите через смоченный платок или одежду,

  • накройте голову мокрой одеждой,

  • убегайте от огня, пригнувшись к земле,

  • убегайте от огня по дорогам, просекам, берегам рек или ручьёв,

  • обязательно сообщите о пожаре в службу 01 или 112.

Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Ребёнок может оказаться в неожиданной ситуации на улице или дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у него самостоятельности и ответственности. Всё чему мы научим ребёнка, он должен уметь применить в реальной жизни.

Если мы будем постоянно одёргивать ребёнка и говорить ему о том, что тут ты можешь попасть под машину, там обожжешься, здесь поранишься, ничего хорошего из этого не получится. Мы вырастим запуганное, беспомощное создание с огромным багажом комплексов. Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

Этому поможет планомерная, профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для детей игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

По данной проблеме существует много методических пособий: О.В.Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников» (занятия, планирование, рекомендации); И.В.Кононова «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников»; О.Г.Жукова, Г.И.Трушнина, Е.Г.Фёдорова «Азбука «Ау!» (методические рекомендации).

Много интересных игр, упражнений, тренингов подробно изложены в книге Н.И.Крылова «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» (проектирование, тренинги, занятия). Для театрализации сказок по данной теме эффективным будет применение в своей работе пособия Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки» (безопасность для малышей).

Для закрепления знаний детей по правилам поведения в экстремальных ситуациях целесообразно организовать в группе уголок по ОБЖ, в который входят детская литература (сказки, книжки с правилами поведения и иллюстрациями к ним); дидактические и настольные игры; предметы для сюжетно – ролевых игр; костюмы для театрализации; сменные плакаты по правилам поведения в лесу, на воде, на дорогах города, в доме. При организации развивающей среды особое внимание обращать на эстетичность оформления.

Для работы с детьми эффективно применять такую подборку игр:

— Игра – соревнование «Потуши пожар» — знакомство с профессией пожарного, его действиями во время пожара.

— Игра – загадка «Это я, это я, это все мои друзья» — закреплять правила дорожного движения.

— Дидактическая игра «Как избежать неприятностей» — учить детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций.

— Игра – тренинг «Петух и лиса» — учить детей защитному поведению в случае насильственных действий взрослого.

Невозможно формировать правила безопасного поведения без сотрудничества с семьёй. Формы работы с родителями:

— информация в уголках для родителей;

— индивидуальные беседы;

— анкетирование;

— собрание;

— открытые занятия;

— совместное творчество детей и родителей.

Только при выполнении всех предложенных факторов у ребенка сформируются навыки поведения при экстремальных ситуациях!