«Формы работы с родителями в вопросах физического развития воспитанников»

Воспитатель МБДОУ №16

города Невинномысска

Синенко Людмила Николаевна

03.10.2013 г.

Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования.

В современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования, приоритетными направлениями которой является, доступность, качество и эффективность происходят позитивные преобразования. ДОУ являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка. Отсутствие у родителей и педагогов полной информации о здоровье ребенка крайне опасно, так как создает ложное впечатление о благополучии, которого на самом деле нет. Поэтому одним из приоритетных направлений развития детских садов является создание условий для физического развития и укрепления здоровья дошкольников.

Известно что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов ( особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто – либо. Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.

Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Сотрудничество нашего детского сада и семьи направлено на достижение основной цели – разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора физического развития ребенка.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

  • обеспечение физического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье;
  • формирование у детей стремления к сохранению своего здоровья через наличие устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;
  • повышение педагогической культуры родителей;
  • стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.

Мы придерживаемся ряда принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание и методику совместной с семьей работы:

  • единство целей и задач воспитания здорового ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ ;

  • индивидуальный подход к каждому ребенку;

  • систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду, взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду;

  • формирование отношения к родителям как к равноправным партнерам в образовательно-воспитательной работе.

Соблюдение данных принципов позволило нам приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, а также помогло в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома.

Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей.

Формы работы с родителями условно можно разделить на четыре группы: информационно – аналитические, познавательные, наглядно – информационные, досуговые (совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах и т.д.).

Основной задачей информационно-аналитических форморганиза­ции общения с родителями являются сбор, обработка и использо­вание данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на ана­литической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошколь­ного учреждения, повышение эффективности воспитательно-обра­зовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Познавательные формы – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

С этой целью в ДОУ используються активные формы и методы работы с родителями:

  • посещение семей воспитанников на дому
  • общие и групповые родительские собрания
  • консультации
  • занятия с участием родителей
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
  • Дни открытых дверей
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
  • оформление фотомонтажей
  • совместное создание предметно-развивающей среды
  • утренние приветствия
  • работа с родительским комитетом группы
  • беседы с детьми и родителями
  • тренинги
  • семинар-практикум
  • родительские гостиные
  • семейный вернисаж.

Наглядно-информационныеформы организации общения педаго­гов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условия­ми, содержанием и методами воспитания детей в условиях до­школьного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно – информационное направлениевключает в себя:

  • родительские уголки
  • папки-передвижки «Азбука здоровья», «По Совету всему свету»
  • фотовыставки «Папа, мама, я – спортивная семья», «Дети – здоровое поколение»
  • семейный вернисаж «Моя дружная семья», «Семья – здоровый образ жизни».

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, активизировала родителей, эффективно использовать рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Игры для физического развития ребенка дошкольного возраста», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Оборудование своими руками», «Обратите внимание». В них помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Планируя работу по данному направлению в этом учебном году, была сделана попытка разнообразить досуговые мероприятия.

Наиболее эффективными формами совместной деятельности детей и взрослых, на наш взгляд, являются:

  • проекты «Чистота залог здоровья», «Мы любим спорт!» и семинары-практикумы.

При их планировании и проведении старались свести к минимуму форму преподнесения информации родителям, предполагалось сообщение незначительного объема информации в устной форме. К тому же, теоретическая часть построена в форме общения с родителями, дополнена практической составляющей – совместной двигательной деятельностью детей и взрослых («Ловкие и смелые» — ст. гр.; «Наш веселый звонкий мяч» — ср. гр.). Такие практические мероприятия в большей степени помогают приобрести участникам живой опыт, у родителей возникает возможность фактически немедленно проанализировать и применить на деле полученные знания и умения. Конечно, подобные мероприятия требуют большой, достаточно сложной и тщательной подготовки.

  • совместные физкультурные досуги, праздники.

Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы. Анализ проведенного опроса показывает, что родители охотнее и с большим желанием принимают участие именно в таких досуговых мероприятиях.

Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей.

Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями (спортивно-музыкальный праздник «Как хорошо, что есть семья» — ст. гр.) ; 23 февраля День защитника Отечества» — подг. гр.. гр., «А ну – ка мамы!» ко дню 8 Марта).

В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах. Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

  • дни открытых дверей.

При их организации приглашаем родителей к участию в жизни детского сада. День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. В День открытых дверей, приглашаем родителей принять участие в проведении утренней гимнастики и спортивных состязаниях «Путешествие в страну здоровья ».

  • выставки совместных работ детей и родителей.

Совместную деятельность детей и взрослых можно организовать и через организацию разнообразных выставок творческих работ. Самой популярной и любимой формой работы родителей в нашем саду стало изготовление стенгазет, фотоколлажей, совместных рисунков детей и взрослых на темы «Мы любим спорт», «Популярные виды спорта», «Режим дня», «Выходной день моей семьи».

Творческие задания раскрывают потенциал родителей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха. Выставки работ родителей, изготовленных вместе с детьми, участие семей в конкурсах на лучшую стенгазету, лучший рисунок, не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах. Через эти нетрадиционные виды деятельности, взаимодействуя с семьями воспитанников, мы приобщаем их к здоровому образу жизни, осознанному пониманию важности занятий физической культурой для укрепления и сохранения здоровья.

Одним из важных компонентов в системе работы с родителями является благодарность и похвала. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», — отмечал знаменитый французский писатель Франсуа Ларошфуко. Необходимо помнить об этом, и мы всегда благодарим родителей за их работу (помещаем слова благодарности в групповых уголках, размещаем фотографии мероприятий на сайте ДОУ, вручаем поздравительные вымпелы и благодарственные письма за участие в том или ином мероприятии).

В результате проводимой работы повысились и стали стабильными показатели физического развития дошкольников, в 2009 -2010 году они составили – 92%, 2010-2011 году – 95%, 2011 -2012 году – они составили 96%. Значительно снизилась заболеваемость по ДОУ в сравнении с показателями заболеваемости по городу Невинномысску: 2009-2010 году составили – 11.4, 2011-2012 году – 7.8, 2011-2012 году – 5.6 .

Основная задача всей проводимой работы — пробудить у родителей интерес к деятельности ДОУ, убедить их в необходимости найти возможность для занятий физической культурой с ребенком и создать все необходимые условия для того, чтобы он рос физически здоровым, крепким. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастет здоровый, любящий физкультуру и спорт человек.